11 мая исполняется 115 лет со дня рождения министра судостроительной промышленности Советского Союза Бориса Бутомы

27958
7 минут
11 мая исполняется 115 лет со дня рождения министра судостроительной промышленности Советского Союза Бориса Бутомы Борис Евстафьевич Бутома. Фото из музея «Звёздочки»
11 мая исполняется 115 лет со дня рождения министра судостроительной промышленности Советского Союза Бориса Евстафьевича Бутомы.

Предлагаем вашему вниманию материал, написанный  26 лет назад и опубликованный 25 октября в заводской газете «Трудовая вахта», в канун знаменательного события – открытия памятной доски Борису Бутоме на доме 14 на проспекте, который носит его имя. Решение о ретропубликации в своей редакции мы приняли коллегиально. О легенде судостроения вспоминали люди, которые сами вошли в историю, и их имена сегодня также дороги корабелам города. Надеемся, он будет интересен читателям, тем более что 11 мая в 11 часов планируется возложение цветов  к памятной доске, где будут звучать и воспоминания очевидцев того памятного события.


Открытие мемориальной доски. Фото Виталия Николаева

Если задать вопрос любому северодвинцу: «Кто такой Бутома?», то представители старшего поколения, а тем более корабелы, безошибочно ответят: министр судостроения СССР. Молодые уже далеко не все знают, чем обязаны наши заводы, наш город этому человеку. А вот ягринские школьники на этот вопрос бодро отвечают, что Бутома – это улица нашего острова, но в честь кого она названа – пожали плечами: не знаем. (Заметим, что проспект называется не Бутома, а Бутомы, потому что назван в честь.) 
Чтобы остановить забвение и отдать дань уважения человеку, посвятившему всю свою жизнь судостроению Родины, актив и администрация предприятия вышли с предложением: в год 300-летия ВМФ России увековечить память Бориса Евстафьевича Бутомы и открыть мемориальную доску на одном из домов проспекта, названного в его честь. По этому поводу было выпущено специальное распоряжение директора, которым определён план мероприятий по подготовке.

Но если бы даже не было повода, это событие – открытие памятной доски Б.Е. Бутоме – обязательно должно было состояться, потому как страницы истории  пишут люди своими делами и люди же сохраняют в памяти знаменательные вехи и имена. А в нашем городе есть ещё много тех, кто непосредственно знал Б.Е. Бутому, встречался с ним, работал и благодарен судьбе за эти встречи. Вот как раз они – а это сами по себе интереснейшие люди – собрались в сентябрьский день в уютной кают-компании музея нашего предприятия. И назвали эту встречу Днём памяти. Каждый из гостей вспомнил эпизод, событие, связанные с Б.Е. Бутомой.
Но, предваряя эти воспоминания, для тех, кто мало знает об этом замечательном человеке, напомним.

Борис Евстафьевич Бутома родился 11 мая 1907 года, в 1936-м окончил Ленинградский кораблестроительный институт. С 1948 года работал начальником главного управления, заместителем министра, а с 1957 года – председателем Государственного комитета по судостроению и до последних дней жизни - 11 июля 1976 года – министром судостроительной промышленности.
Почти тридцать лет он находился в курсе всего судостроения, а двадцать лет непосредственно занимался решением самых сложных проблем развития отечественного судостроения.

В числе гостей были И.С. Бахтин, ответственный сдатчик кораблей, лауреат Ленинской премии, Почётный гражданин Северодвинска; С.М. Доброхотов, начальник цеха 4; Е.П. Ночвина, сварщица, Герой Социалистического Труда; И.А. Соболев, замначальника 3-го отдела, председатель совета ветеранов; В.Н. Хвалынский, замначальника цеха 9, – все ветераны Севмашпредприятия; К.А. Сесь, бригадир слесарей-монтажников цеха 10, кавалер ордена Ленина; А.Ф. Зрячев, генеральный директор предприятия; В.Т. Калганов, ответственный сдатчик атомного ледокола «Ленин», - представители «Звёздочки»; В.Л. Березовский, контр-адмирал запаса, Герой Советского Союза, и другие. Конечно, большинство из них люди уже солидные, ветераны труда, многие уже находятся на заслуженном отдыхе, но всех их объединяет одно – любовь к родному городу, забота о его будущем, которые они хотят передать молодому поколению.

Все они горячо поддержали идею открытия памятной доски, а Иннокентий Степанович Бахтин выступил с новой инициативой: в нашем городе, который своим существованием обязан судостроительным заводам, должен быть памятник Б.Е Бутоме – человеку государственному, патриарху судостроения, жившему и работавшему на благо Родины.

Какое сожаление звучало в речах выступающих, что нет сейчас таких людей у руля государства, а если и есть, то где они? 
И каким интересным, неординарным, масштабного мышления руководителем возник образ Бориса Евстафьевича из воспоминаний. Какой он обладал эрудицией,  памятью!

А.Ф. Зрячев рассказал, что именно Бутома был праотцом нашей «Звёздочки». Это он дал ей название, когда она только зарождалась и заводской код у неё был «Звезда». «Какая же это «Звезда»? – сказал он. - Это пока только «Звёздочка».
Время прошло, вырос завод, а название осталось.

Интересный случай вспомнил В.Л. Березовский о том, как на одну из готовящихся к сдаче подводных лодок прибыла ответственная комиссия. И вдруг возникло замечание: в кают-компании не хватает пианино. Борис Евстафьевич и тут не растерялся, обратился к командиру корабля: «Нужно пианино? Будет…» И предложил такой вариант загрузки: лодка останется без ракет, зато с музыкой. Командир тут же заверил, что инструмент не нужен.

Не раз Бутома пользовался юмором и шуткой вместо грозных приказов и окриков. Хотя добреньким и мягким его тоже нельзя было назвать.

Евдокия Павловна Ночвина не раз встречалась и общалась с Б.Е. Бутомой. Памятным был и тот день, когда в 1963 году лично из его рук получила Звезду Героя Труда, даже помнит, как жалко было новое платье, – звезду надо было прикручивать.

Вручать награды Борис Евстафьевич приезжал в Северодвинск. Он не только запомнил боевую сварщицу, но всегда старался поговорить при встрече, интересовался работой и здоровьем. А однажды министр пришёл прямо на рабочее место к Ночвиной, ему было всё интересно, и с рабочими он любил и умел общаться, недаром сам с 13 лет начал трудиться токарем.

А С.М. Доброхотов вспомнил, что именно Бутома заставил организовать в цехе 4 Севмаша производство медицинской техники. Уже тогда он предвидел и знал - заводы должны быть многопрофильными, если для этого есть возможность и база. Интересным был рассказ В.Н. Хвалынского, тем более что работал он рядом с И.И. Тищенко – однокашником Бутомы по институту, от которого много узнал о студенческих годах министра. А о том, как ему самому, ­замначальника ОТК, пришлось ехать отчитываться за качество продукции на коллегию, можно написать целый рассказ. Министр не только не прервал отчёта, но ещё и принял сторону молодого инженера в критике поставщиков. Бутома же позднее назначил Виктора Николаевича начальником ОТК.

В.Т. Калганов вспомнил, что встреча у него с министром была не из приятных, шёл ремонт ледокола «Ленин», работы на котором он сам контролировал. Вот и пришлось ответственному сдатчику испытать строгий нрав Бутомы. Но что особенно отметил Вильям Тихонович – незлопамятность большого руководителя. Ругал за дело, отходил и не переносил негатива на дальнейшее своё отношение к человеку. И дружбу ценил, сохранил свои привязанности с молодых лет. Вильяму Тихоновичу довелось наблюдать близко его дружеские отношения с одним из руководителей ЦКБ. И что удивительно, просьбы не забывал, старался выполнить.
К.А. Сесь с особой гордостью сказал, что он живёт именно на той улице, которая носит имя Бутомы. И это большая честь, считает Константин Александрович.

Подводя итог встречи, руководитель музея В.Ф. Кологриев выразил, наверно, желание всех присутствующих: не забывать таких людей. И пусть имя Б.Е. Бутомы всегда останется близким и дорогим всем нашим горожанам.

Надежда ЩЕРБИНИНА


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.