Фото pixabay.com
Хотя есть и крайности: некоторые родители и вовсе не хвалят детей, а то «зазнается и вообще ничего делать не будет. Да и за что? Он и так это делать должен!». А будет ли он дальше желать что-либо делать? Себя-то поставьте на его место!
Вовремя и за дело
Когда я еще училась в педагогическом, нам вдалбливали в наши неразумные студенческие головы «золотое правило педагогики - никогда не хвалить и не ругать своего ребенка в присутствии чужих людей». Это мы должны были донести до родителей. Прошло время, и через практический опыт, через свои детские воспоминания я уяснила, что ругать действительно нельзя. Такие «показательные выступления» могут ранить очень больно. А вот хвалить… Пожалуй, иногда даже нужно, вроде как невзначай, не хвастаясь, рассказать кому-то об успехах своего чада-раздолбая и так, чтобы он услышал. Авансом. Иногда очень помогает.
Так что захваливать нельзя, а хвалить надо обязательно. Вовремя и за дело. За одно дело – один раз.
Опережающее одобрение
Если вы хотите чему-то научить ребенка, всегда надо начинать с похвалы. Первый шаг – он трудный самый, вот тут и надо приободрить и похвалить, особенно если ребенок старается. Ни в коем случае не корите: «Ну, что ты такой невнимательный, бестолковый, безрукий» и т.д.
Если решаете, что пора повысить к ребенку требования – тут тоже необходимо наперед похвалить: «С этим заданием ты обязательно справишься, ведь все предыдущие у тебя так хорошо получились!». Взрослым надо дать понять, что они не сомневаются в способностях ребенка – тогда и самооценка повышается.
Цель похвалы
Мы хотим, чтобы желательное нами поведение у ребенка закрепилось, так ведь? И значит надо вселить в ребенке чувство удовлетворения, уверенности, положительного начала. Но ни в коем разе не самоуверенности, которая может у ребенка развить отрицательные качества – гордыню, пренебрежительное отношение к людям.
Хвалить надо и детей, и взрослых
Это правда – одобрения ждет каждый человек. Иначе получается, что вот вы делаете, делаете что-то, а никто ваших усилий и не замечает. Хвалить одним скупым «молодец» недостаточно. Тогда непонятно, а где именно и когда человек был «молодцом». Вот поэтому хвалить надо за конкретные дела и поступки и сразу, не откладывая на потом.
Как хвалить не надо
Обидно, если говорят: «Ну какой молодец! Можешь ведь, когда захочешь!» - чувствуете, как похвала, комплимент переходит в упрек? Так же обидно, если говорят: «Умница! Теперь я тобой горжусь!» А раньше, выходит, такой гордости не было? Обидно вдвойне.
Неприятно, когда хвалят, сравнивая с другими: «Молодец, сегодня ты выглядел лучше, чем твой одноклассник. Ты ему нос утер!». Никогда не хвалите ребенка из жалости – дети умнее нас, они быстро понимают, что такая похвала унизительна. Глупо хвалить ребенка из желания ему понравиться – неискренность дети чувствуют сердцем.
За что не надо хвалить?
За то, что даровано природой и Творцом – красоту, ум, талант к какому-либо делу, за красивый почерк, за выразительный голос… Хвалить надо за усердие, за старание – это надо отмечать обязательно! Если ребенок в угоду вам из кожи вон лезет, чтобы сделать дело лучше, чем другие – не надо хвалить. Это плохая установка! Лучше, если он будет стараться сделать так хорошо, насколько он сможет.
Хвалите с утра - и день будет добрым
Хвалить – нужно! Перехваливать нельзя! Надо говорить слова одобрения, говорить, какой ты у меня замечательный сын, как хорошо, что ты у меня есть, доченька! Если ребенок способный, то хвалить надо только за превышение своей нормы. Если ваш ребенок самолюбив, надо хвалить лишь его поступки, его результаты. Не надо оценивать его как личность. Это трудно, но это возможно. Очень важно хвалить с утра, авансом. И неважно за что, пусть будет какая-то мелочь. День должен начинаться с радости и одобрения.
Н. Третьякова
Здесь можно подписаться на газету Зимняя вишня