Я с детства усвоила: работать – только добросовестно, учиться – только на «хорошо» и «отлично». Помню, в первом классе получила двойку по арифметике. Не пойму: зачем раньше малышам ставили плохие отметки? Сейчас этого нет, и правильно, психику детей надо беречь.
Пока шла домой, всю дорогу ревела горючими слезами. А как зашла в избу, сразу добровольно встала в угол: ведь я провинилась – двойку получила! Моя старенькая бабушка ходила возле меня и плакала вместе со мной, приговаривая: «Валя, ты потом в углу постоишь, а сперва покушай, ты же с утра ничего не ела». (В первый класс я пошла в 1963 году, тогда детей в школе не кормили.) Я рыдала и продолжала стоять в углу.
И всё же первый класс окончила с отличием. За отличную учёбу мне вручили детскую книжечку «Девочка-запевочка». До сих пор помню этот подарок. И школу я окончила с отличием. Профессию получила в Свердловске – в СИПТ училась. (Автор не расшифровала название этого учебного заведения. – Ред.). И с работой мне всегда везло.
Пишу вам, и память вновь воскрешает детство: родительский дом, деревенские улочки, лица родных и знакомых. Помню, как мы с одноклассниками стали тимуровцами, как убирали мусор, подметали улицы, помогали старым людям.
У нас по соседству жили старички Мостововы. У них все четверо сыновей ушли на фронт. Домой вернулся только один. Мы очень жалели этих стариков. Помню, летними вечерами выйдут они, всегда в валенках, на улицу, сядут возле лома на скамеечку и о чём-то тихонько говорят между собой. Наверное, сыночков своих всё ещё ждут…
Мы, ребятня, увидим их, пошепчемся и разойдёмся. А ранним утром другого дня соберёмся той же гурьбой и во все бочки, что у их дома стоят, воды из колодца наносим, чтобы старикам надолго хватило. Мы надеялись, они не узнают, кто им воду носит. Но Мостововы нас «разоблачили» и всех позвали к себе в дом. Угощали чаем с пирогами и благодарили. Хорошая у нас деревня была – с добрыми правилами, со старым казацким укладом. А сейчас как-то многое изменилось в деревенской жизни…
Но мы, теперь пенсионеры, всё такие же: нам по-прежнему надо кого-то порадовать, удивить добрыми делами. В детстве мы были тимуровцами, а сейчас стали волонтёрами. На некоторых из нас без слёз не взглянешь – хромаем, запинаемся. Но без дела не сидим: кому-то помогаем купить лекарства в аптеке, кому-то - корм для птицы. А для кого-то организовываем поездку на рыбалку (есть среди наших пенсионеров и любители-рыболовы). А одной пенсионерке, переехавшей на постоянное местожительства в город Магнитогорск, понадобилась древесная зола для дачного участка. И что вы думаете? Она обратилась к нам, старушкам-волонтёрам: мол, земляки не откажут, да и зола из родной деревни - как привет с малой родины.
Каждого пожилого человека хочется уважить. Если у кого-то круглая дата, то я, как член совета ветеранов, с утра пораньше иду поздравить юбиляра, сказать ему хорошие слова. Или, если дома не застану, оставить в его почтовом ящике поздравительную открытку. Ведь пенсионеры как дети: тоже верят в чудеса и ждут внимания и заботы. Поэтому к ним надо нести хотя бы маленькие радости, что и делают наши старушки-волонтёры.
А умножать маленькие радости, заводить новых друзей нам помогает наша «Пенсионерская правда». Как-то я писала в «ПП» о моей племяннице Ирине – о том, как тяжело живётся ей с двумя детьми. Мне откликнулась Нина Алексеевна Чикина из города Ступино Московской области. Мы подружились. Нина Алексеевна – очень добрый, душевный человек. Желаю ей здоровья и удачи во всём.
Многие из моих знакомых дружат через Интернет – в «Одноклассниках». А мне лучше и приятнее написать письмо: это сердечнее, надёжнее, это по-советски. Вот такие мы – старорежимные старушки. Я так скажу: всё у людей идёт из детства: что тогда делалось, то повторяется и в старости. В детстве мы читали «Пионерскую правду», а теперь – поклонники «Пенсионерской правды». Жить без неё не можем: она нам и помощник, и источник информации, и собеседник.
Валентина Фёдорова, Челябинская область, Кизильский район, с. Полоцкое
Здесь можно подписаться на газету «Пенсионерская правда»