Мне всегда помогали, ничего не требуя взамен, и я стараюсь жить так же

42097
4 минуты
Мне всегда помогали, ничего не требуя взамен, и я стараюсь жить так же Фото pixabay.com
Вспоминаю, как, будучи в восьмом классе, несколько учеников нашей школы вместе с учителем математики ходили в поход. Приходилось иногда проходить деревенские поселения. Дома были маленькими, часто почерневшими и покосившимися от времени. Жил народ небогато, но, завидев нашу группу, из всех домов выходили люди, и каждый старался подкормить нас. Несли всё, чем могли поделиться: простоквашу, ягоды, яблоки, яйца, молоко, хлеб (тогда во всех домах пекли свой хлеб в русских печах). А однажды пожилой человек вынес полную миску свеженабранного мёда и целый каравай ржаного хлеба. И всё это было от души, никому и в голову не приходило, что с нас, ребятишек, можно было взять какие-то деньги. Кстати, когда я уже сама водила своих учеников в походы и у нас заканчивались в пути съестные припасы, мы всё могли приобрести, покупая, в какой бы дом мы ни зашли.

Не забуду и то время, когда я, студентка третьего курса, была направлена на практику в сельскую школу, что находилась в тридцати километрах от города. Нам, городским девчатам, и невдомёк было, что в деревнях могло не быть даже плохонького магазина, чтобы купить себе пропитание, что люди там живут собственным хозяйством. Я даже не взяла с собой хоть что-нибудь для еды хотя бы на первое время. И вот дали мне комнату в домике - ни стола, ни стула, ни кровати. Стою растерянная – не знаю, что делать… Вдруг в комнату входит простая деревенская женщина в белом платочке, в юбке, собранной на резинке. В руках у неё огромное сито, а в нём - полкаравая черного хлеба, пяток яиц и кринка молока. Огляделась, поставила всё, что принесла, на печку. И говорит  уважительно: «Вот, отобедай, небось с утра не ела. У нас ведь нет ни столовой, ни магазина. А коль не побрезгуешь, то буду тебе каждый день приносить молоко, яйца и хлеб. Живу я напротив твоего дома».

Ушла, а через некоторое время вернулась с мужем и взрослым сыном, которые занесли в комнату большущую кровать. Она была очень высокой, сетка находилась в метре от пола (потом я узнала, что под такими кроватями сельчане зимой держали скотину прямо в горницах). Матрас, стол и стул принесли ребята из интерната. И вот так целую четверть я и жила на иждивении соседки. Не забывали меня подкармливать и другие жители деревни. Когда они резали скотину, то обязательно приносили мне кусок мяса или ливера. И никто никогда не брал с меня и копейки, даже если я предлагала с ними расплатиться. Жаль сегодня, что не помню ни имен, ни фамилий своих соседей-кормильцев. Остался лишь альбом для фотографий, подаренный моими учениками…

Вспоминается ещё один эпизод. После десятого класса поехала сдавать документы для поступления в институт в другой город. Сдала, и вечером надо было ехать обратно домой, ждать вызова на экзамены. В те времена купить билет в общий или плацкартный вагон было большой проблемой. Кассир заученным голосом всем говорил, что билетов на поезд нет. Так получилось и в моём случае. Кассирша предложила взять билет в вагон СВ. Стоимость такого билета была раз в пять больше обычного, а у меня таких денег не было. Чтобы уехать домой, нужно было дожидаться вечера следующего дня. Перспектива провести ночь на вокзале меня пугала. Села на скамейку и заплакала… Около меня остановился взрослый дядя, спросил, почему я плачу. Я объяснила ему причину моих слёз. Он ушёл, а через несколько минут возвращается и подаёт мне билет в вагон СВ. Я и обрадовалась, и испугалась – а вдруг он что-нибудь нехорошее сделает со мной? Едем-то в одном купе, и только вдвоём. Кричи, не кричи - никто и не услышит. И всё же я рискнула ехать с этим мужчиной.

Разговорились. Он оказался преподавателем физкультуры в одном из техникумов в своём городе. Кстати, приглашал меня, если не поступлю в институт, поступать к ним.

Мне кажется, что вокруг меня всегда были люди, готовые прийти на помощь и не требующие ничего взамен. А теперь я стараюсь жить по этому же принципу.

Галина Арефьева, Ивановская область, город Шуя

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.