Фото pixabay.com
Не забуду и то время, когда я, студентка третьего курса, была направлена на практику в сельскую школу, что находилась в тридцати километрах от города. Нам, городским девчатам, и невдомёк было, что в деревнях могло не быть даже плохонького магазина, чтобы купить себе пропитание, что люди там живут собственным хозяйством. Я даже не взяла с собой хоть что-нибудь для еды хотя бы на первое время. И вот дали мне комнату в домике - ни стола, ни стула, ни кровати. Стою растерянная – не знаю, что делать… Вдруг в комнату входит простая деревенская женщина в белом платочке, в юбке, собранной на резинке. В руках у неё огромное сито, а в нём - полкаравая черного хлеба, пяток яиц и кринка молока. Огляделась, поставила всё, что принесла, на печку. И говорит уважительно: «Вот, отобедай, небось с утра не ела. У нас ведь нет ни столовой, ни магазина. А коль не побрезгуешь, то буду тебе каждый день приносить молоко, яйца и хлеб. Живу я напротив твоего дома».
Ушла, а через некоторое время вернулась с мужем и взрослым сыном, которые занесли в комнату большущую кровать. Она была очень высокой, сетка находилась в метре от пола (потом я узнала, что под такими кроватями сельчане зимой держали скотину прямо в горницах). Матрас, стол и стул принесли ребята из интерната. И вот так целую четверть я и жила на иждивении соседки. Не забывали меня подкармливать и другие жители деревни. Когда они резали скотину, то обязательно приносили мне кусок мяса или ливера. И никто никогда не брал с меня и копейки, даже если я предлагала с ними расплатиться. Жаль сегодня, что не помню ни имен, ни фамилий своих соседей-кормильцев. Остался лишь альбом для фотографий, подаренный моими учениками…
Вспоминается ещё один эпизод. После десятого класса поехала сдавать документы для поступления в институт в другой город. Сдала, и вечером надо было ехать обратно домой, ждать вызова на экзамены. В те времена купить билет в общий или плацкартный вагон было большой проблемой. Кассир заученным голосом всем говорил, что билетов на поезд нет. Так получилось и в моём случае. Кассирша предложила взять билет в вагон СВ. Стоимость такого билета была раз в пять больше обычного, а у меня таких денег не было. Чтобы уехать домой, нужно было дожидаться вечера следующего дня. Перспектива провести ночь на вокзале меня пугала. Села на скамейку и заплакала… Около меня остановился взрослый дядя, спросил, почему я плачу. Я объяснила ему причину моих слёз. Он ушёл, а через несколько минут возвращается и подаёт мне билет в вагон СВ. Я и обрадовалась, и испугалась – а вдруг он что-нибудь нехорошее сделает со мной? Едем-то в одном купе, и только вдвоём. Кричи, не кричи - никто и не услышит. И всё же я рискнула ехать с этим мужчиной.
Разговорились. Он оказался преподавателем физкультуры в одном из техникумов в своём городе. Кстати, приглашал меня, если не поступлю в институт, поступать к ним.
Мне кажется, что вокруг меня всегда были люди, готовые прийти на помощь и не требующие ничего взамен. А теперь я стараюсь жить по этому же принципу.
Галина Арефьева, Ивановская область, город Шуя
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда