Как создавался фильм «Солдат Иван Бровкин»

2400
8 минут
Как создавался фильм «Солдат Иван Бровкин» Изображение culture.ru
В сентябре 1955 года вся наша большая страна запела «Если б гармошка умела все говорить не тая...» По кинотеатрам и клубам с ошеломительным успехом шел «Солдат Иван Бровкин».

Это был второй фильм режиссера Ивана Лукинского. И второй его успех, а первый - любимая нами картина «Чук и Гек». Кстати, рассказывая об этом замечательном фильме для детей и взрослых, я написала, что к Новому, 2023 году готовится премьера современного прочтения истории Гайдара. Фильм действительно вышел на зимних каникулах. Я смогла досмотреть его только до середины. Плохо, недостойно Гайдара.

Но давайте о хорошем. Армейские сцены заслуженно любимого «Ивана Бровкина» снимали в Москве, на территории Чернышёвских казарм. Все, что связано с сельской жизнью, - в деревне Савинова Слободка под Калининым, как раньше называлась Тверь. По киношной традиции в нужное время года не попадали. И сцену, где Иван с трактором падает в воду, а за ним ныряет солдатиком бывший моряк торгового флота Захар Силыч Пёрышкин (Михаил Пуговкин), снимали холодной осенью. Листики и траву окружающей природы киношникам пришлось подкрашивать в летний цвет.

Непростая мама
Исполнитель главной роли, уже ставший любимцем Советского Союза молодой артист Леонид Харитонов, очень ответственно походил к подготовке образа. Учился водить трактор, мотоцикл, не спешил снимать военную форму после окончания съемочного дня. И настоял на том, чтобы песни в фильме петь самому.

Поначалу у режиссера была идея пригласить на запись великого тенора Сергея Лемешева. Но он, представьте, отказался, мудро заметив, что навряд ли у деревенского парня может быть голос выпускника консерватории. Посмотрев фильм, Сергей Яковлевич похвалил Харитонова и позже не раз сравнивал его со своим любимым актером Петром Мартыновичем Алейниковым, его Ваней Курским.

А вообще-то, с деревенской жизнью Леонид Харитонов был знаком только по кино. Родился в Ленинграде, мама врач, папа инженер. После школы поступил на юридический факультет ЛГУ, но страсть к актерству перевела его в школу-студию МХАТ. Как народ полюбил этого артиста, понятно по крошечному эпизоду в фильме «Москва слезам не верит», где Леонид Владимирович сыграл самого себя.

Для актрисы Татьяны Пельтцер «Иван Бровкин» стал счастливым билетом в страну успеха. После роли простой сельской женщины Евдокии Макаровны Татьяна Ивановна (ей на съемках было 50 лет) получила неофициальное почетное звание «мать русского солдата».
Теперь мы знаем, что актриса была далеко не из простых. А вот как про то время рассказывала Дая Смирнова, сыгравшая роль невесты Бровкина: «Все считали, что Пельтцер из народа. Ничего подобного! Настоящая столичная штучка, в Германии несколько лет жила. Но деревенские бабки ее обожали. Местные жители ее наперебой угощали, соревновались, чьи пирожки или чья моченая брусника ей больше понравятся. Зазывали на самогоночку. Среди бабулек такая конкуренция шла: кто с ней тремя словами перемолвился, кто двумя, а кому она улыбнулась».

Вспоминала актриса и такой эпизод на картине «Иван Бровкин»: «Простудившись, разболелась я так, что могла сорвать съемки надолго. Лечила меня Татьяна Ивановна Пельтцер. Она пришла в ресторан, велела девкам собрать со всех столов баночки с горчицей, достала свежую газету, вымазала ее горчицей, завернула в нее меня всю, накрыла одеялами и заставила выпить горячий чай». Помогло.

Нелюбимая Любаша
Актриса Дая Смирнова родилась в Киеве. Родители — заводские рабочие. Почему они дали дочке такое имя, осталось загадкой. После школы она с первого раза поступила на актерский факультет ВГИКа. Училась у прославленных Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Однажды вместе с подружкой пробралась на закрытый показ спектакля старшекурсников. В маленькой аудитории свободных мест не было, и им пришлось устроиться буквально под стульями, что, разумеется, привлекло внимание. В том числе ассистентки режиссера фильма про Бровкина. Дая ей понравилась. Пригласили на пробы. Девушка нисколько не переживала за результат, не надеясь на успех, потому в тот же день уехала домой в Киев. Телеграмма пришла через две недели: «Утверждены роль Любаши».

Свою героиню Дая так и не полюбила. «Я видела себя на экране этакой ироничной горожанкой, но никак не деревенской девахой. Хотя характер вздорной председательской дочки был угадан... У меня, к сожалению, не было в характере желания нравиться, подавать себя. Может, зрители увидели и в этом обаяние. А играла я никак».

О работе с Харитоновым Дая рассказывала так: «Мы с Леней особенно не дружили. Во-первых, всегда рядом была Света Харитонова, его милая жена, которая была выше его на голову. Вот с ней мы как-то симпатизировали друг другу… А с Леней мы не мешали друг другу. Вся лирика, мягкость в нашем дуэте - от него, а от меня - все фырканье. Он и человеком был слишком мягким и безотказным».

Не верила актриса Смирнова и в успех фильма. И не она одна: «Да не то чтобы не верили… даже не задумывались! Не подозревали, что может получиться такая успешная картина. Никому это в голову не приходило. Ну выехали в деревню, собрались милые люди. Река, природа…»

После премьеры у Даи Смирновой был шумный успех, одно за другим предложения ролей. Кроме двух фильмов о Бровкине, Смирнова за три года снялась еще в шести: «Девушка с гитарой», «Катя-Катюша», «Если любишь», «Киевлянка», «Черноморочка» и «Годы молодые».

А потом разочаровалась в профессии и перешла на сценарный факультет. Но приглашения сниматься продолжала получать до конца пятидесятых годов. А в декабре 1959-го произошла очень неприятная история. К одной из вечеринок Дая вместе с тремя товарищами подготовили капустник и записали на магнитофон что-то им казавшееся смешным, а органам госбезопасности — порочащим советскую власть. Кто-то настучал куда надо, за чем последовали исключение из комсомола, ВГИКа и разгромная статья в «Комсомольской правде».

Когда все немного успокоилось, Дая Евгеньевна вернулась в кино. Правда, с небольшими ролями. Из запомнившихся - медсестра в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Помните, мальчишки-симулянты после купания в крапиве изображают из себя больных, а героиня Даи сочувственно ахает у постели одного из них: «Родичей зовет! Не иначе помирает».

Основной работой Даи Евгеньевны была литературная — писала сценарии и статьи в журнал «Советский экран». Но вдруг в 1978 году она совсем ушла от кино и устроилась дежурной, а потом стала бригадиром сторожевой бригады отдела вневедомственной охраны при УВД Киевского райисполкома. И только через одиннадцать лет вернулась в киножурналистику. А в 2008 году продолжилась и ее кинокарьера. Сыграла небольшие роли бабушек в 12 фильмах и киносериалах: «Интерны», «След» «Принцесса цирка»…
Ушла из жизни Дая Евгеньевна Смирнова в 2012 году. 

На целине, конечно
После выхода фильма «Солдат Иван Бровкин» киностудия им. Горького получала тысячи писем от зрителей с благодарностями и вопросом, что стало с хорошим парнем Ваней после армии?

Время было целинное, и через три года начались съемки фильма «Иван Бровкин на целине». Актеры те же, деревня та же, а залежные земли киношники осваивали в колхозе «Комсомольский» в шестидесяти километрах от Оренбурга. Хотя было предложение, что легче будет построить декорации где-нибудь под Москвой. Хорошо, что отказались от него, что остались в истории реальные дома и улицы и целинники, снимавшиеся в массовках. Особенно хороши участники местной художественной самодеятельности - трактористы, водители, доярки, маляры - в кадрах свадьбы.

На прощании со съемочной группой всем ее участникам вручили почетные грамоты за участие в уборке целинного урожая 1958 года, а некоторые получили и медали за освоение целины.

Короткая роль...
В фильме «Иван Бровкин на целине» три любовные истории: Ивана и Любаши, Захара Пёрышкина и буфетчицы Полины, тракториста Мухтара Абаева и доктора Ирины Николаевны. Ее роль исполнила красивая и малоизвестная актриса Софья Зайкова.

Она, дочка актеров, с малых лет мечтала о сцене. Детство было военным. Но счастье дом не обошло: отец вернулся с войны. После получения аттестата Софья поступила в школу-студию МХАТ, ее однокурсниками были Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев.

У Софьи тоже все складывалось удачно: приняли в труппу театра им. Маяковского, играла главные роли. Роль врача Ирины Николаевны стала первой в ее киносудьбе, потом  еще три, о которых помнят, возможно, только историки кино. Но был театр и интересные работы. С личной жизнью только не получалось. Родители умерли рано. А своя семья не складывалась, пока один верный поклонник, инженер по профессии, после пяти лет преклонения и обожания не решился подойти познакомиться с любимой актрисой.

Это случилось в непростое для Софьи время. Однажды во время гастролей в гостинице случился скандал с ее участием, администратор написал жалобу руководству театра, актрису уволили. Через какое-то время взяли обратно, но главные роли возвращать было трудно.

Предложение поклонника она приняла и была счастлива, живя с ним в общежитии. А потом инженер и квартиру получил, и наступила долгожданная беременность. Шел 1973 год. Актрисе было уже около сорока лет. Девочка родилась здоровой, а маму спасти не смогли…
Отец назвал девочку Софьей.

Ольга Ларионова

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда


Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.