История создания фильма «Волга-Волга»

10952
6 минут
История создания фильма «Волга-Волга» Кадр из фильма «Волга-Волга» (culture.ru)
«Художественный уровень кинофильма невысок, он крайне растянут, в него много введено шаблонных комических ситуаций» - заключила строгая партийная комиссия после просмотра. И предложила режиссеру сократить последнюю часть картины, а именно: «Убрать сцены суматохи на олимпиаде; сдергивания капитаном брюк со Стрелки; всю сцену объяснения Стрелки с Алешей под столом; падающий стол; бегающий председ. с призом».

Я уверена, что вы по этим все-таки оставшимся в кинокартине кадрам сразу узнали ее. «Волга-Волга», фильм, которому в прошлом году исполнилось 85 лет.

Начало тридцатых годов. Очередная победа советской страны — открыт канал Волга - Москва. А еще в стране растет и ширится культурное движение под лозунгом «Битва за самодеятельность». Проходят фестивали, конкурсы, культурные олимпиады, доказывающие, то жить в стране стало веселее. Но не без проблем. Как вспоминал режиссер Григорий Александров, сам Сталин предложил ему снять картину, критикующую такой пережиток старой жизни, как бюрократия. 

Советская власть средств на кино не жалела. Четыре года шла работа над фильмом. Перед ее началом съемочной группе была выделена паровая яхта, на которой киношники путешествовали по Москве-реке, рекам Оке, Волге, Каме, Белой и Чусовой. Бросали якорь у городков и сел, знакомились с местными талантами, выбирали места для съемок.
Выбор оказался богатым. Съемки проходили в Камышине, Горьком. В Сарапуле и поселке Камское Устье снимали придуманный городок Мелководск. Водные сцены - в верховье реки Чусовой, Московском море, Жимкинском водохранилище и на только что отрытом канале Москва - Волга. А теплоход «Севрюга» построили специально для съемок фильма в поселке Красные Баки Нижегородской области.

С подбором артистов проблем не было. Хотя нашлось в глубинах Интернета вот такое воспоминание Григория Александрова: «До Москвы дошел слух, что в Раменском районе есть девушка-трактористка, поражающая всех своими песнями и плясками. Мы приехали в Раменское. Выступал колхозный ансамбль, и девушка эта пела и танцевала. Способности у нее были действительно выдающиеся, и я решил вызвать ее на «Москинокомбинат» на пробу. Но директор МТС не отпустил ее в Москву: «Нечего ей там горло драть, пусть как следует на тракторе работает. Тоже мне — артистка!»

Хотя есть сомнение, что у режиссера могла быть другая муза, кроме любимой актрисы и женщины Любови Орловой. Соавтор намекал Александрову на то, что в тридцать пять лет играть молоденькую письмоносицу Стрелку ей будет не очень удобно, но кто в картине замечает возраст актрисы?

Сама Любовь Петровна вспоминала: «Роль почтальона Стрелки… вернула меня к образу простой русской советской девушки, веселой, трудолюбивой и талантливой. Работа над этой ролью принесла мне новую неожиданную и большую радость… Когда в газетах появилось сообщение о том, что мне предстоит играть роль девушки-письмоносца, ко мне на помощь поспешили буквально сотни девушек-почтальонов. Меня приглашали понаблюдать работу письмоносцев, и одним из таких предложений я воспользовалась. В течение нескольких дней я разносила письма, газеты, журналы, стараясь проникнуться тем ощущением, с каким письмоносец входит в чужой дом, входит свободно, без неловкости или смущения».

Для непроверенного Игоря Ильинского «Волга-Волга» стала первым звуковым фильмом. Начав сниматься в двадцатых годах, он к тому времени отошел от кинематографа, ушел на эстраду, где не все получалось. Зритель шел на него посмеяться, а актер начинал читать серьезные монологи. Роль бюрократа Бывалова вернула артисту былую славу.

Секретаршу зазнавшегося начальника сыграла молоденькая Мария Миронова, будущая мама всенародно любимого Андрея Миронова. У нее воспоминания о картине были двоякие. Первая заметная роль в кино — это большая удача. Но Мария Владимировна утверждала через много лет, что ее роль была значительно больше и ярче, но режиссер вырезал удачные эпизоды, потому что никто не мог отвлекать внимания от Любови Орловой. Правда это или ревность актерская, уже никто не скажет.

Счетовод Алёша Трубышкин, которого сыграл актер и режиссер Андрей Тутышкин, по замыслам сценаристов должен был быть еще тем ловеласом. Они придумали, что письменосец Стрелка поначалу была у него запасным вариантом, а посматривал он чаще в строну более культурной парикмахерши Нюры. Но это посчитали, видимо, недостойным советского парня.

А помните задорного мальчика-музыканта, в финале фильма дирижирующего оркестром. Это Толя Шалаев, учащийся музыкальной школы при консерватории им. Чайковского, настоящий талант из народа. Родился мальчик в деревне Сенчуры Брянской области. Анатолий Андреевич Шалаев стал известным баянистом, композитором, хормейстером, заслуженным артистом РСФСР. Одно время аккомпанировал Людмиле Зыкиной.

Вышел фильм на экраны страны под неодобрительные замечания приемной комиссии в апреле 1938 года. И никакой критики, кроме приведенной в начале, больше авторы его не слышали. Еще и потому, что стала «Волга-Волга» любимой картиной И.В. Сталина. А самым любимым его героем стал товарищ Бывалый. 

Современники из высших кругов вспоминали, как довольный Иосиф Виссарионович на бог знает котором просмотре фильма спешил до киношного бюрократа произнести его коронные фразы. Помните? «Примите от этих граждан брак и выдайте им другой!», «Я на улице самокритикой заниматься не позволю»...

Кто знает, не задержись фильм в работе, может быть, спасло бы внимание вождя от гибели оператора Владимира Нильсена. Он, снявший большую часть картины, до завершения работы был арестован, обвинен в шпионаже и расстрелян.

Зритель «Волгу-Волгу» полюбил, очень. Тысячи писем получала только Любовь Орлова, добрых, восторженных и странных. Вот, например, как писала ей в далеком 1939 году шестиклассница Галя Б. из города Фрунзе: «От многих я слыхала, что при съемке картины «Волга-Волга» вы попали под трамвай, вам перерезало обе ноги. Вы были живы, но потом взяли и отравились… Узнав это, я часов до двух ночи плакала, потом уснула. Утром встала и говорю маме: «Орлова умерла». Она удивилась и говорит: «Не должно быть, такая хорошая, развитая женщина и вдруг умерла». А брат мой работает киномехаником, он часто носит газеты «Кино». В этой газете было написано, что заканчивается съемка картины «Волга-Волга». Я тогда успокоилась, что вы живы».
А это уже серьезно, из письма с фронта, из 1942 года: «Первые месяцы боев были тяжелыми. После внезапного нападения фашистов мы угрюмо отходили на восток. Горечь отступления сжимала горло. И тогда в одной из школ, занавесив окна шинелями, мы смотрели «Волгу-Волгу». Забыв печаль, мы от души смеялись…»

...Сцены, которые строгая приемная комиссия рекомендовала Александрову вырезать из картины, к счастью, остались. Но сокращали фильм еще не раз. В первый — в годы хрущевской оттепели. Тогда были врезаны кадры с памятником Сталину (к тому времени же взорванному) на канале Москва-Волга и те, где появляется теплоход с названием «Иосиф Сталин».

Во второй раз картину покоцали в 1985 году, во время антиалкогольной кампании. Тогда вырезали более половины песенки Водовоза из-за строчек: «Горе — надо утопить, радость — надо размочить…» Смешно...

Ольга Ларионова

В титрах фильма дни недели интересно называются: «Первый день шестидневки», «Второй день шестидневки»... Так и было: трудящиеся работали шесть дней в неделю, а выходными днями были 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Отменили эту систему в 1940 году.

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.