Георгий Капралов и Геннадий Захаров на XXVI Московском международном кинофестивале. Фото из архива Геннадия Захарова
Родился Георгий Александрович в семье врача и актрисы драматического театра. Начинал как поэт, победив на Ленинградском конкурсе юных дарований в 1934 году. Позднее Маршак писал Е. Шварцу: «В его стихах есть свежесть, лиричность, умение мыслить, чувствовать, видеть. Поведения и нрава хорошего. Если будет работать, выйдет в люди».
В том же 1934-м Маршак создал Детский литературный университет, занятия в котором вызывали восторг тринадцатилетнего Капралова. В 1937 году все помощники Маршака были арестованы. Университет умер.
Началась война. Капралов с молодежной агитбригадой выступал на заводах и фабриках, на кораблях. Рыл окопы. Тяжело заболел, был эвакуирован в Новосибирск.
В армию не брали из-за плохого зрения. Работал контролером ОТК на военном заводе. Писал стихи, которые звучали в популярнейшей радиопередаче «Огонь по врагу», публиковались в газете.
В 1948 году Капралов окончил театроведческий факультет Ленинградского театрального института. Уже на студенческой скамье ярко проявил себя как театральный критик. Еще учась на пятом курсе института, он возглавил отдел литературы и искусства газеты «Смена». Главным его устремлением, как и в дальнейшем, стала поддержка молодых талантов.
Начиная свою работу корреспондента «Правды» по Ленинграду и стремясь быть верным правде без кавычек, Капралов писал, что знаменитый фарфоровый завод имени Ломоносова находится в упадке, что прославленный Большой драматический театр имени М. Горького переживает творческий кризис...
Капралов вступал в открытое противоборство с секретарями ЦК компартии некоторых союзных республик, которые запрещали выпуск на экраны таких картин, как «Первый учитель» Михалкова-Кончаловского, «Жил певчий дрозд» Иоселиани. Список ярких талантов, их фильмов и спектаклей, которые Капралов поддерживал и защищал, можно продолжить: Инна Чурикова (ее вообще запрещали снимать в кино), Аркадий Райкин (его с готовностью сжили бы со света ленинградские партвоеводы), Василий Шукшин (рецензия Капралова о фильме «Калина красная», над которым нависала угроза запрета, была отмечена призом Союза кинематографистов как лучшая кинорецензия года).
Обманутый дуновениями «оттепели», Капралов дал согласие осенью 1962 года возглавить сектор кино в отделе культуры ЦК КПСС. Но, едва приступив к своим обязанностям, он тут же как бы подписал себе убийственный приговор. Он отказался составлять план производства фильмов на 1963 год по так называемому тематическому принципу: столько-то картин о рабочем классе, столько-то о колхозниках, интеллигенции и так далее. Он отверг планирование творчества. С заведующим киносектора распрощались как с «неуправляемым».
Капралов вернулся в «Правду», но уже на пост не заместителя редактора отдела, а консультанта. Твердая убежденность в правильности избранного пути помогала уверенно и успешно двигаться вперед.
Корней Чуковский писал о детских стихах Капралова, что они «насыщены мальчишеской неукротимой энергией». Мальчишество, конечно, ушло, а неукротимая энергия не иссякала.
Как критик он автор книг о творчестве наших выдающихся мастеров театра и кино, около 600 рецензий и статей, посвященных кино и театру.
Как драматург он написал в соавторстве с режиссерами сценарии семи полнометражных игровых фильмов. В соавторстве с режиссером С. Тумановым им создана пьеса «Третья стража», постановку которой осуществил Георгий Товстоногов в БДТ в 1970 году.
Более 15 лет он руководил семинарами по критике в Ленинградском театральном институте и во ВГИКе.
Он награжден орденами «Знак Почета», Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV cтепени, премиями и призами творческих союзов. В 2000 году на Каннском кинофестивале Капралов был награжден Большой медалью «Триумф», которая вручается «наиболее представительным деятелям 7-го искусства».
До нашего знакомства я следил с неослабным вниманием за творчеством Георгия Александровича. Восхищался несравненной прелестью его книг и статей, блестящим стилем, ювелирной филигранностью и отточенностью письма.
Когда мы познакомились и подружились, узнал, что Георгий Александрович добр, прост и сердечен, по характеру отзывчивый и бесконечно благородный. Он щедрый и великодушный собеседник с утонченным вкусом, редкой эрудицией и мгновенной реакцией.
8 октября 2010 года я поздравил по телефону Георгия Александровича с днем рождения, а 15 октября все телеканалы и радио сообщили о его смерти. Его супруга, Зинаида Михайловна, пережила его на три года. Жить без него она не смогла.
Геннадий Захаров, г. Северодвинск
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда. Я вам пишу