В Архангельской области начнут выявлять правообладателей недвижимости, не внесённой в Единый государственный реестр

21007
4 минуты
В Архангельской области начнут выявлять правообладателей недвижимости, не внесённой в Единый государственный реестр Фото pixabay.com
Президент Российской Федерации 30 декабря 2020 года подписал Федеральный закон № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. С 29 июня 2021 года Федеральный закон №518 вступает в силу, информирует пресс-служба Управления Росреестра по Архангельской области и НАО.

Цель нового закона — обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) уточнённых сведений о правообладателях объектов недвижимости, права на которые возникли до появления современной системы учёта объектов недвижимости и прав на них.

Что такое ранее учтённые объекты?

Это те объекты, которые были учтены до 1 марта 2008 года организациями государственного или технического учёта. Часто сведений о правах на такие объекты нет или документы о правах на ранее учтённые объекты недвижимости не позволяют однозначно определить их собственника. Например, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права, и выданные до 1997 года, содержат только фамилию и инициалы правообладателя.

Закон позволит органам местного самоуправления выявлять правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости и вносить данные о них в ЕГРН. Установленный Законом механизм не потребует от граждан никаких расходов и дополнительных хождений по инстанциям. Выявлением правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости будут заниматься органы местной власти.

Как это будет работать? 

Орган местного самоуправления будет проводить анализ сведений о правообладателях, имеющихся в местных архивах. Одновременно будут направляться запросы в архивы других органов власти, в том числе в органы внутренних дел, загсы, Пенсионный фонд, в налоговые органы и т.д. Администрации будут работать и с населением.

Администрация должна разместить на своём сайте или на информационных щитах сообщение о порядке направления информации о том, как предоставлять информацию правообладателям о себе, заинтересованными лицами о правообладателях объектов.

После получения информации о правообладателе будет подготовлен проект решения о выявлении правообладателя ранее учтённого объекта недвижимости и опубликован на официальном сайте местной администрации. В проекте решения должны быть указаны сведения об объекте и сведения о выявленном правообладателе. Выявленные правообладатели должны быть уведомлены о таком решении.

Лицо (гражданин или организация), выявленное в качестве правообладателя, может направить возражения относительно таких сведений в течение 30 дней со дня получения уведомления, и предоставить в администрацию подтверждающие свои возражения документы. 

Если возражения в администрацию не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтённого объекта недвижимости и готовит необходимые документы для направления в Росреестр с целью о внесения в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтённого объекта недвижимости.

Почему этот закон так важен и для граждан, и для государства?

Отвечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Архангельской области и НАО Екатерина Долганова:

- Это важно, например, когда планируется строение какого-то крупного или важного для развития населённого пункта объекта, чтобы защитить интересы не только власти, но и граждан, чьи объекты расположены на соответствующей территории, в том числе по решению вопроса о компенсации при изъятии участков. Или, например, принимается решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории, и в границы зоны попадают земельные участки и объекты капитального строительства, принадлежащие гражданам. Если участок попал, к примеру, в охранную зону объектов электросетевого хозяйства, и в связи с этим появляются особые условия использования такого участка, такие сведения также вносятся в ЕГРН, а Росреестр должен уведомить собственника земельного участка. Но если в ЕГРН сведений об этом собственнике нет, то выполнить эту обязанность ведомство не сможет, а обладатели объектов не будут владеть важной информацией.

Еще один показательный пример. Если ваш сосед решил уточнить границы своего участка, но сведений о вас как о правообладателе соседнего участка нет, то кадастровый инженер, выполняющий работы, не будет владеть необходимой информацией, в том числе как с вами связаться (сведения не внесены в ЕГРН). Отсюда  появляется риск того, что ваши интересы не будут учтены при определении границ  участка, что в будущем может повлечь споры и судебные разбирательства.


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.