Как жителю Архангельской области попасть на лечение в федеральную медицинскую организацию?

17451
6 минут
Как жителю Архангельской области попасть на лечение в федеральную медицинскую организацию? Рисунок pixabay.com
С 2021 года изменился порядок направления пациентов в федеральные медицинские организации для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (в соответствии с поправками к федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). 

Для пациентов это означает, что получить специализированную медпомощь в федеральных медицинских организациях (ФМО) стало проще. Сегодня на территории страны таких учреждений 329, медпомощь в них оказывают по 38 профилям. 

Актуальные сведения о ФМО в разрезе профилей и условий медицинской помощи размещаются на сайте федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). 

Лечение в федеральных медицинских организациях будет оказываться в условиях круглосуточных и дневных стационаров. Традиционно медицинская помощь в ФМО может быть получена по направлению медицинской организации из региона, где проходит лечение пациент, также возможно и самообращение пациента непосредственно в федеральную клинику. При этом важно, что одна из новелл нового порядка предусматривает получение специализированной медицинской помощи и без направления формы 057/у-04, как это было раньше. «Отсутствие формы 057/у не может быть поводом для отказа в госпитализации», – подчеркивают в Минздраве России. 

- Из-за смены порядка оказания медпомощи у многих пациентов с начала года уже возникают вопросы и проблемы с госпитализацией. Новый порядок может быть достаточно сложным для понимания, особенно теми, кто малосведущ в организации здравоохранения, оказании и оплате медицинской помощи, - отмечает член рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков, заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Елена Третьякова. 

Как попасть на лечение, к кому обращаться и кто может получить медпомощь в федеральных медицинских организациях? Рассказываем по порядку.

Когда положено лечение

Во-первых, если в регионе, где вы живёте, в медицинских организациях, работающих в рамках территориальных программ ОМС, недоступно необходимое вам лечение. Например, нет специализированной медицинской организации или не проводятся необходимые операции. 

Вы также можете рассчитывать на госпитализацию в ФМО, если по месту проживания вас лечили, но эффект от лечения так и не наступил - в силу нетипичности течения заболевания или по каким-то другим причинам.

При высоком риске хирургического лечения - в связи с осложнённым течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний вы также имеете показания для направления в ФМО.

Сюда же относятся ситуации, связанные с дополнительными обследованиями в диагностически сложных случаях или есть необходимость в комплексной предоперационной подготовке.  

Кроме того, вы, конечно же, можете рассчитывать на лечение в федеральной медклинике, если вы уже лечились там ранее и у вас на руках имеется рекомендация для повторной госпитализации.
     
Как попасть в федеральную клинику
     
Согласно новому порядку направление в федеральное учреждение выдаёт лечащий врач либо врач-специалист медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи. 

При этом выбор федеральной медицинской организации тоже осуществляется по направлению врача, он же информирует пациента о возможности выбрать место лечения среди федеральных медицинских организаций, участвующих в реализации базовой программы ОМС. Лечащий врач сам (через информсистему или на бумажном носителе) формирует комплект документов – направление на госпитализацию в федеральную медицинскую организацию, выписку из медицинской документации, сведения о согласии на обработку персональных данных пациента и (или) его законного представителя. 

Новый порядок предусматривает и возможность самообращения пациента в федеральную медицинскую организацию. Пациент (его законный представитель) при наличии результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз и наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи, может самостоятельно обратиться в федеральную медицинскую организацию для оказания медицинской помощи.
     
Сколько времени ждать
     
После того как ваша заявка поступит в федеральную медицинскую организацию (будет ли она направлена лечащим врачом или привезена вами самостоятельно), в течение трёх рабочих дней её должна рассмотреть специализированная врачебная комиссия. Согласно новым правилам сроки рассмотрения заявки сокращены в два раза – с десяти до пяти дней. Согласитесь, отличная новость, особенно для пациентов с тяжёлыми случаями, когда счёт может идти на дни. Таким образом, в срок до двух рабочих дней медицинская организация обязана известить о том, может ли госпитализировать пациента и оказать необходимую медпомощь. В общей сложности через пять рабочих дней вы уже будете знать, готовы ли вас принять и когда. 

Врачебная комиссия федеральной медицинской организации может принять и иные решения:

* об отсутствии медпоказаний для госпитализации пациента (с рекомендациями по дальнейшему медицинскому наблюдению / лечению пациента по профилю его заболевания);

* о необходимости проведения дополнительного обследования;

* о наличии показаний для направления пациента в иной федеральный медцентр (c указанием, в какой именно);

* о наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента, с рекомендациями по дальнейшему медицинскому обследованию, наблюдению и лечению пациента.

Что еще важно

Вы должны знать, что имеете право оспорить отказ федеральной медицинской организации на любом из этапов подготовки к госпитализации. 

Также нужно иметь в виду, что все медицинские исследования и манипуляции, проводимые в федеральных центрах в рамках финансирования базовой программы ОМС, должны оказываться бесплатно по полису ОМС. 

С какими проблемами могут столкнуться пациенты

Как отмечает заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Елена Третьякова, обращений граждан по порядку направления в ФМО всегда много.

- Граждане сталкиваются с такими проблемами, как отказ лечащего врача в направлении в ФМО, превышение сроков ожидания госпитализации в ФМО или получения от ФМО иной информации по  результатам решения врачебной комиссии (отказ в госпитализации из-за противопоказаний, замена медорганизации для госпитализации, необходимость дообследования и т.д.), неправомерное взимание личных средств на оплату лечения или обследования в ФМО и другие, - отмечает Елена Третьякова.

Что делать при возникновении сложностей

С 2016 года в нашей стране работает институт страховых представителей в системе ОМС. Это бесплатные помощники пациента, их основная цель – обеспечить права застрахованных по ОМС граждан для бесплатного получения доступной и качественной медицинской помощи по программе государственных гарантий.

- При возникновении сложностей пациенту следует первично обращаться в свою страховую медицинскую организацию. В такой ситуации именно страховой представитель той организации, где вы получили полис ОМС, придёт к вам на помощь, поможет разобраться с трудными вопросами и защитить ваши права на своевременную, качественную медицинскую помощь необходимого вам уровня и объёма, - отмечает заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Елена Третьякова.

Найти страхового представителя просто - вам лишь нужно для этого обратиться в свою страховую медицинскую организацию лично или по телефону, который указан в памятке застрахованного при получении полиса ОМС или в сети Интернет на сайте вашей страховой медицинской организации. 

Информация предоставлена страховой медицинской организацией «Капитал-МС»



Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.