Елена Гвозденко (Саратов), автор
Думаю, что вы с детьми считаете различные предметы и изучаете числа и нумерацию и без моих подсказок. Упражняетесь в развитии глазомера (сколько шагов до той березы). Мы же с вами попробуем организовать самую настоящую тематическую прогулку, то есть пешую прогулку, посвященную конкретной цели обучения.
Уравнения, переменная
Решаем простые примеры, опираясь на образы. Найдите аллею с рядом деревьев. Найдите точку отсчета (пусть этот каштан будет первым). Спрячьте незаметно какой-нибудь маленький приз. Предложите ребенку найти дерево с сюрпризом.- Если от этого дерева вернуться на три дерева назад, то окажешься около четвертого. Поиграйте в прятки. Пусть теперь ребенок что-то спрячет и придумает для вас свое математическое задание.
Проложите маршрут. Допустим, вы собираетесь в какой-то магазин, находящийся на втором этаже пятиэтажного торгового центра. Предложите ребенку отгадать, куда вы идете:
- Если бы это здание было на три этажа выше, то оно было бы восьмиэтажным.
- В названии этого центра девять букв.
- Если бы этот магазин находился на два этажа выше, то мы бы поднимались на четвертый этаж.
Вопросы формулируются так, чтобы решение можно было бы записать уравнением:
Х + 3 = 8
Х + 2 = 4
Умножение
Обязательно считайте группы одинаковых предметов. Это могут быть варежки на руках прохожих, дома с тремя подъездами, дома с пятью этажами и т. д. Считайте «двойками», «тройками», а потом определяйте количество предметов.Четное - нечетное
Обращайте внимание детей, что нумерация по одной стороне улицы идет «через один». Пока ребенок не знает этих понятий, не надо заострять на них внимание. Объясните разницу между четным и нечетным.Четные делятся на два без остатка. То есть четное количество можно разложить в две корзинки (кучки, тарелки), и ничего не останется. Чаще раскладывайте предметы по двум группам. Когда ребенок хорошо это усвоит, можно поиграть в «четное - нечетное».
Вариантов игры множество. От подчеркивания чисел «через один» в ряду - до игр с мячом по аналогии с игрой «съедобное - несъедобное». Когда вы познакомите с нумерацией домов по признаку четности (левая сторона улицы – четная, правая – нечетная), предложите определить, на какой стороне находится дом с номером 65, 34 и так далее.
Задачи на движение
Кто из нас не помнит математические задачи на скорость, время и расстояние? А где лучше всего объяснить ребенку сами понятия и взаимосвязь между ними? Конечно, на прогулке! Не забудьте взять с собой рулетку, мелок, секундомер (эта функция есть практически во всех гаджетах), блокнот и ручку.Определяете участок, расстояние которого будете измерять. Отсчитываете количество шагов, которые вы делаете за минуту (это скорость). Засекаете время, которое вы проходите до выбранной точки. Умножаете скорость на время и получаете, естественно, расстояние. Но в шагах. А дальше измеряете длину шага, получаете материал для перевода в сантиметры и метры.
Математика невозможна без определенных навыков, то есть знаний, доведенных до автоматизма. Сложение, умножение - все это дети учат наизусть. Как облегчить этот процесс? Нам помогут прогулки с мячом или скакалкой. Бросаете мяч и задаете пример: 3+2 или 4х4. Ребенок должен поймать мяч и одновременно произнести ответ.
Скакалка поможет запомнить действия по порядку, в таблице. Ритмичность прыжков способствует запоминанию.
Так что прогулки могут стать не только приятным, но и занимательно-обучающим занятием. Важно помнить о позитивном настрое. Учение может и должно быть увлекательным!
А на зимней прогулке, кроме предметов для упражнений, пригодится термос с чаем!
Елена Гвозденко, г. Саратов
Здесь можно подписаться на газету Завалинка