Калязин – тверская Атлантида

43040
7 минут
церковь Фото тверскаяобласть.рф
Мы едем на Золотое кольцо, чтобы посетить две его жемчужины – города Калязин и Кашин. 

До революции
Пока дорога «серою лентою вьется», вспоминаю, что читала и слышала о Калязине. Воображение в первую очередь рисует святыню, которую знает весь культурный мир. Это возвышающаяся над водами Угличкого водохранилища колокольня Никольского собора Троице-Макарьевского монастыря. 
Обитель была основана в середине 15-го века. Ее основатель «тверской служилый человек» Матвей Кожин, принявший монашеский постриг с именем Макарий. Собор был построен в 1694 году, а колокольня к нему – спустя век. Звоном 12 колоколов оповещала она о жизни обители.
Название города, по одной из самых верных версий, возникло благодаря боярину Ивану по прозвищу Коляга. Он отдал свою землю и имение строящейся обители, став ее насельником. 
Монастырь славился на всю Русь-матушку. Не раз его посещали цари. Иоанн Грозный даровал обители богатое село Городище. Борис Годунов принес в дар серебряную раку, в которой нашли покой мощи святого игумена Макария, почивавшие в Троицком соборе. В 1767 году монастырь посетила Екатерина II, а в 1837 году Александр II.

К началу ХХ века монастырь представлял собой величественный архитектурный ансамбль с пятью храмами, школой, больницей и другими зданиями. Его ограждали каменные стены с башнями и воротами. Отовсюду шел в обитель народ, находя здесь духовную опору, исцеление и силы. Вокруг монастыря рос, укреплялся, расцветал город Калязин.

Жертвы водной стихии
Грянувшая эпоха большевизма нарушила и разрушила жизнь, которую веками обустраивали здесь люди. 
В 30-е годы в Угличе в рамках претворения в жизнь плана ГОЭЛРО и проекта «Большая Волга» началось строительство гидроэлектростанции. Неотъемлемая часть любой ГЭС – плотина, перед которой образуется водохранилище. При заполнении его прибрежные территории попадают в зону затопления, вместе с поселениями. Такой жертвой стал и комплекс древнего Троице-Макарьевского монастыря. Перед затоплением храмы и другие строения разобрали или взорвали. Под воду ушли и две трети Калязина. Торговая площадь, мощенные булыжником и выложенные брусчаткой улицы, дорожки, старинные здания… 

церковь
Памятник преподобному Макарию. Фото www.tourister.ru

Символ непотопляемости России
Въезжаем в центр города. На перекрестке улиц Карла Маркса и Ленина стоит бронзовый памятник преподобному Макарию. Установлен он в 2008 году. За спиной святого покровителя города – воды, поглотившие под своей толщей обитель и исторический центр Калязина. 

Улица Карла Маркса до революции именовалась Московской и вела в центр города, теперь ведет в воду. Дорога в никуда…
С грустью думается о том, что главные улицы города до сих пор носят названия в честь «этих людей». Да только ли здесь…
Колокольня посреди широко разлившейся водной глади. Величественная. Непокоренная. С венчающим шпиль крестом. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл назвал ее «символом непотопляемости России». 
Почему, разрушив перед затоплением монастырь, большевики оставили колокольню? 
Согласно историческим источникам, ее тоже планировали уничтожить, но нашелся человек, который ее защитил. В Москву ездил за этим. Ему удалось доказать, что колокольня может служить маяком для начавших здесь ходить судов. Рядом с ней пролегает очень крутой речной поворот, и судам невозможно ориентироваться на другие знаки. Причиной «помилования» звонницы было и то, что с её помощью предлагалось обучать прыжкам парашютистов. Обозначались еще причины. Одна гласила о том, что на колокольню взрывчатки не хватило. По другой взорвать ее не успели из-за паводка. Зная, сколь могуча была сила НКВД, это дело контролирующего, динамит для звонницы уж точно бы нашелся, чего уж прибедняться. Да и после паводка разрушить ее ни чего не мешало. Но – оставили. И тут иной мысли не приходит, как только та, что Сам Господь святыню сохранил. 
Александр Солженицин, делая круиз по Приволжью, назвал Калязин Тверской Атлантидой. Более точное определение этому месту земли русской, пожалуй, и придумать сложно.

Я стояла в прибрежной воде босыми ногами. Так захотелось. Ветер гнал волны вдаль, туда, где покойно и величественно возвышалась колокольня, олицетворяя собой священную память о древней обители и воплощенную в камень неустанную молитву. Думалось о небесном, вечном…

По ком звонил колокол?…
Наверное, многие видели в кадрах кинохроник, как снимали с церковных звонниц колокола. Например, его выталкивают сквозь арочный проём, и он падает на землю. Сброшены были колокола и со звонницы Никольского храма. Только не все. Верхний не поддался. Сняв с подвеса, его опустили в проем арки. Однако колокол туда не вошел. Опустили ярусом ниже, с более широким проемом. Но подвес колокола сорвался, и, падая, многотонная махина, проломила перекрытия всех нижних ярусов. Затем и свод подвала. Раздался гул. Дрогнула земля. Колокол провалился вглубь подвала. Такого поворота событий товарищи не ожидали. До паводка поднять его наверх не успевали. А когда вода спала, увидели, что подвал колокольни доверху затоплен. Делать было нечего, колокол оставили в покое. 

Любопытные мальчишки как-то решили сплавать к колокольне. И услышали, что в затопленном подвале гудит колокол. Сказали об этом взрослым. Те сочли это за ребячью фантазию. Но вскоре калязинцы услышали колокольный набат. Старики сказали – это к войне. А в ночь на 22 июня 1941 года колокол бил часто и сильно. Его гул разносился водами на многие километры. Давал о себе знать он перед началом контрнаступления под Москвой, Сталинградской и Курской битвой. В конце апреля 45-го звонил долго… 

После войны, по указанию властей, с помощью водолазов у колокола закрепили язык, пытаясь заставить его замолчать, дабы не смущал он народ. Но он опять подал голос – в 1948 году перед страшным землетрясением в Ашхабаде. Раздался его звон из-подо льда зимой 1979 года, перед началом войны в Афганистане. И тут власти серьезно взялись за колокол – подвал высоко засыпали щебнем и камнями. 
Такая вот вкратце история. Миф или реальность? Кто-то считает, что миф, кто-то верит. Сказать тут стоит лишь то, что легенды не возникают на пустом месте. Как отмечал великий Рерих, «о малом, о незначительном люди не слагают легенд». 
Загоревшись неодолимым интересом о затопленном колоколе, я вызвала на разговор двух пожилых женщин, сидевших на лавочке у частного дома. Обеим – под 80, и обе «калязинские сроду». Они сказали, что слыхали про колокол от родителей, и, что звонил он из-под воды, тоже слыхали. «Говорить-то об этом тогда запрещалось. А теперь уж очень давно колокола не слышно. Значит, все хорошо, войн больше не будет…», – сказала одна, а другая ее поддержала. 
Дай-то Бог. Пусть никогда больше люди не услышат набатного колокольного звона… 
После посещения краеведческого музея едем в храм Вознесения Господня, к святым мощам преподобного Макария. Храм был возведен в 1783 году. В советское время сильно пострадал. Сегодня изящно отреставрирован. Трехъярусная колокольня, словно сестра той, что возвышается из волжских вод. С благоговением прикладываемся к раке со святыней. Ставим свечи.
Далее – Свято-Введенский храм. Здесь в деревянной раке хранится глубоко почитаемая святыня – гроб преподобного Макария, который был им самим вытесан, и сохранился, не истлев в земле за несколько десятилетий. В стенах храма покоится прах калязинского купца, ктитора Ивана Ивановича Охлобыстина. В пору безбожия этот храм был единственным действующим в городе. 
Есть в Калязине еще много на что посмотреть, о чем узнать. Дивный город с трагической судьбой и с исконно русской душой. 

Далее – Кашин. О нем тоже есть что написать. В следующем очерке. 

 Галина Голыгина

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка

Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.