Дивеево: диво дивное

73955
7 минут
Дивеево: диво дивное Фото из архива газеты Пенсионерочка
Давно мы не были в Дивееве. Впервые ездили туда более десяти лет назад. А потом все что-то мешало, то бытовые проблемы, то работа, то лень. И вот – болезнь, серьезная и затяжная. И запросилась душа в Дивеево, к святому Серафиму Саровскому. Запросилась настойчиво, безотлагательно. Очищения требовала, да ни в каком другом месте, а в Уделе Пресвятой Владычицы Богородицы.

У раки батюшки Серафима

Выехали в четыре утра, и к полудню уже были у стен обители. Оставив авто на парковке, идем к святым вратам. По обочинам дороги лотки со всякой всячиной: игрушки, матрешки… А вот и иконки святого Серафима на камушках. «Ой, а это частички того самого камня, на котором тысячу дней и ночей молился святой Серафим?» – слышу рядом вопрос юной девушки. «Да что вы, камня того давным-давно нет, ведь почти два века прошло. Это обычные камушки, шлифуем их, подбираем иконки. И продаем вот», – объясняет добродушно мужчина-продавец. 

«Давай и мы купим», – предлагаю мужу и сыну. Получив согласие, выбираю. Глаза разбегаются, беру еще и еще… «Мама, хватит», – останавливает сын. А потом тихо увещевает: «Мам, ну что ты набросилась сразу на сувениры, мы зачем сюда приехали, в монастыре еще не были …». Да уж, и верно, словно забыла я, грешная, зачем проделала путь дальний. Спасибо, сын. 

И вот сверкающие на зимнем солнце купола монастырских храмов. Заснеженные деревья и кусты. Трудники, убирающие снег. Нам надо сразу в Свято-Троицкий собор, к мощам батюшки Серафима. 
День будний, людей немного. Молодая инокиня приглашает к святыне. Душу охватывает чувство благодати. Обращаю внимание на своих дорогих мужчин, – в их лицах и серьезная сосредоточенность и радость. Беззвучно ликую за них. 

Рядом с ракой витрина, в ней вещи, принадлежавшие батюшке: мантия, нательный крест, рукавички, башмаки... а вот и та самая мотыжка, которой старец обрабатывал грядки в своей лесной пустыньке. Подошедший священник достал мотыжку и, проходя вдоль стоявших людей, прикасался ею к рукам, ногам, спинам паломников… «Побейте, батюшка, посильнее спинку-то, болит она у меня», – просит пожилой мужчина. «А у меня руку правую поколотите», – улыбается женщина. Подошли и мы, чтобы и нас «поколотили». «Перед тем, как сюда поехала, моя сестра сказала, чтобы я обязательно попросила «побить» себя мотыжкой отца Серафима, она тут коленный сустав исцелила», – слышу за спиной голос женщины. Верю ей. Не сама материальная вещь, конечно, целительную силу имеет. Но прикасание к ней великого Угодника Божия навсегда оставляет благодать Духа Святого. Она-то по горячей вере человека и дарует исцеление. 

Всех радостей Радость

Главной святыней Троицкого собора всегда был образ Пресвятой Богородицы «Умиление». Это келейная икона отца Серафима. Перед ней он непрестанно молился и перед ней в молитве скончался. Он называл её «Всех радостей Радость», а маслом из лампады, помазывал больных людей, исцеляя их. 

Отмечается, что чаще перед этим образом просимое получают женщины. Девушки молятся о сохранении чистоты до брака и об удачном замужестве. 

Стоя пред иконой, чувствуешь, как все твое существо пронизывают слезы. Слезы покаяния. Они омывают твою совесть. И тут уразумеваешь слова молитвы: «Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи».

В Преображенском соборе старинная икона отца Серафима. Смотришь на нее, и, кажется, что вот сейчас Преподобный сделает шаг и, сойдя к нам грешным, поприветствует каждого: «Христос воскресе, радость моя…!». Этими словами батюшка встречал всех приходящих к нему со своими бедами и печалями. А еще он называл людей: «сокровище мое». И ощущали они при встрече с великим старцем благодать пасхальную. 

Святой говорил, что самый страшный грех – уныние. И дабы в него не впадать, надо нормально питаться, и не экономить на хлебе. В алтаре Преображенского храма хранится чугунок, в котором батюшка готовил сухарики для своих многочисленных гостей. Накладывая их, он говорил: «Была у меня Царица, так вот это после гостей-то осталось». 

Сухарики в монастыре делают и сейчас. Их освящают в котелке батюшки Серафима и раздают паломникам. 

Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы белоснежный, величественный. Его внешний декор, включая фасад, украшенный диковинными лепными цветами, приковывает внимание настолько, что хочется глядеть на него бесконечно. Возведен храм несколько лет назад. Завещал его строительство еще сам батюшка Серафим.

Внутри храма, к сожалению, мы не побывали. Он был закрыт. В очередной раз непременно нужно выделить время, чтобы постоять под его святыми сводами. Говорят, что интерьер его красоты редчайшей. 

Канавка до Небес

А вот она и Богородичная Канавка. Идем, читая молитву «Богородице Дево, радуйся…». 150 раз надо ее прочесть, идя по Канавке. Верующие считают, что по этой дорожке в Дивеево ежедневно является Богородица. Молящихся Она слышит.

Канавка сия – «до Небес», и, по слову преподобного Серафима, антихрист ее «не перескочит…».
Чем дольше молишься, идя по этой святой дорожке, тем легче становятся мысли. Верно говорят, что одними мы в Дивеево приезжаем, а другими возвращаемся. И не только духовно. Рядом с обителью живет женщина, которая приехала сюда несколько лет назад. Из Москвы. Было у нее серьезное заболевание ног. Доктора не оставляли перспектив на выздоровление. Надежда осталась у нее одна – помощь Божия. Поехала в Дивеево. Добиралась трудно.

По Канавке шла долго, ползла почти, превозмогая боль, плача и молясь. Уехав, скоро почувствовала, что боль уходит. Опять – в Дивеево. И – на Канавку... Дала обещание, что если исцелит ее Богородица, то оставит она столицу и приедет сюда жить и Богу служить. 

Муж не поехал. Квартиру ему оставила. Поселилась в Дивееве. О болезни забыла. На Канавку приходит каждый день, благодарит свою Целительницу. 

…У врат обители музей блаженной Паши Саровской. Женщины уникальнейшей. Она прожила 120 лет. В 1903 году у нее побывали царь Николай II с царицей Александрой. Старица убрала из кельи все стулья. Предложила августейшим особам сесть… на пол. Блаженная предсказала все, что произошло позже – трагическую судьбу России, гибель династии...

Тепло ледяного источника

По дороге на источник отца Серафима думала, что вот приедем сейчас, окунусь в святые воды и исцелюсь. Метров за 200 до источника – лотки. Кроме прочего там продавали ночные женские рубашки и платки. «Для купания новую рубашечку лучше иметь да и платок тоже», – советовали продавщицы. Купили. А когда подъехали к купелям, я испугалась. Подступы к ним были покрыты льдом. Мороз пробирал, что называется, до костей. Очередь к купелям большая. «Может, воздержишься от купания, ведь еще не выздоровела», – беспокоились муж и сын. На вопрос, сколько градусов температура воды, ответили, что, кажется около + 4… 

После двухчасового стояния моя очередь подошла. Открываю двери купели. Захожу. Скамейки, пол обледенелые. Дрожу. Раздеваюсь, облачаюсь в новую рубашку, повязываю на голову платок. «Господи, благослови!». Спускаюсь в воду. «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!» О-ку-на-юсь! Раз…о, какая теплая водичка, и еще раз, и еще. Тепло! Не чудо ли?! То, что волосы замерзли, поднявшись «сталактитами», заметила на улице не сразу. 

Муж и сын выглядели одухотворенно. Оказалось, в ледяном источнике купаться и им было тепло…
Домой надо ехать. А душа не хочет. Уж очень ей в Дивееве хорошо. Житейские проблемы кажутся мелкими, неважными. И слышится ласковое, сердечное: «Христос воскресе, радость моя, а ты печалишься!...».

Галина Голыгина

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.