Борис Мокроусов. Одинокая бродит гармонь…

168810
3 минуты
Борис Мокроусов. Одинокая бродит гармонь… Борис Мокроусов. Фото: ТВ Центр
Песни Бориса Мокроусова вот уже 70 лет удивительным образом живут в памяти людей. «Одинокая гармонь», «Когда весна придёт, не знаю», «Вологда», «Хвастать, милая, не стану», «На крылечке» давно стали любимыми, народными. Как они создавались? Смотрите премьеру документального фильма «Борис Мокроусов. Одинокая бродит гармонь…» на канале «ТВ Центр» в воскресенье, 3 ноября, в 11.45.

Недалеко от Нижнего Новгорода, в поселке Канавино, в потомственной семье железнодорожников в 1909 году родился будущий композитор. Конечно, тогда об этом никто и подумать не мог – отец Бориса мечтал, что сын продолжит династию железнодорожников. Однако тот вопреки воле отца поступил в нижегородское музыкальное училище… Ещё до училища Борис выучился играть на балалайке, домре, гитаре. Однажды, услышав рояль, загорелся желанием освоить и этот инструмент. И ведь освоил! Затем подрабатывал тапёром во время сеансов немого кино и таким образом получил возможность импровизировать и сочинять. 

Мокроусов окончил Московскую консерваторию и сочинял серьёзную музыку – песня не входила в его планы. Но вмешалась судьба. Вот как об этом в фильме рассказывает актёр и телеведущий Александр Олешко: 

– Владимир Захаров, назначенный руководителем хора имени Пятницкого, пригласил композитора на премьеру новой программы «У околицы». Случилось настоящее потрясение. Мокроусов в одном из интервью сказал: «Именно в этот момент проснулась моя песенная душа. И я понял, что песня – моя судьба». 

В 1949 году на сцене московского Театра сатиры была поставлена добрая весёлая комедия «Свадьба с приданым», которая позже стала фильмом с песнями Бориса Мокроусова и Алексея Фатьянова. Успех был невероятный! Героев картины полюбили, а песни запела вся страна. Кстати, с Алексеем Фатьяновым Мокроусова всю жизнь связывало не только творчество, но и сердечная дружба. Вот как об их знакомстве рассказывают их внуки.

– Встретились они в Доме композиторов, когда не смогли вдвоём пройти в одну дверь, поскольку оба были рослые, широкоплечие, крепкие, – говорит внук композитора Максим Мокроусов. 

– Борис Андреевич был большим пижоном. У него были великолепные парусиновые ботинки, штаны широкие, шляпа и пальто – длинное, в пол. А Фатьянов ходил в форме военной, потому как только демобилизовался. И вот в Доме композиторов ему переходит дорогу какой-то пижон в шляпе!.. Уже на следующий день они поехали с Мокроусовым на рынок и купили ему такую же шляпу, – рассказывает Анна Фатьянова, внучка поэта Алексея Фатьянова.

Вместе они написали много хороших песен, в том числе знаменитую «Когда весна придёт, не знаю», исполненную Николаем Рыбниковым в фильме «Весна на Заречной улице». Почему эта композиция далась тяжело поэту Фатьянову? Что о песне «Вологда» рассказывает солист ансамбля «Белорусские песняры» Владислав Мисевич? Каким оригинальным образом Мокроусов потратил премию имени «вождя народов»? Какая трогательная история стоит за песней «Костры горят далекие»? Что связывало Ива Монтана и Бориса Мокроусова? Узнаете из документального фильма. 

Последней работой композитора стала музыка к фильму «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна. Однако продолжить сотрудничество и во второй части картины не удалось – не выдержало сердце Мокроусова. Ян Френкель, который должен был заменить Бориса Андреевича, предложил оставить основной знаменитую песню неуловимых «Бьют свинцовые ливни», сказав: «Лучше Мокроусова я не напишу!»…

В документальнм фильме участвуют Вера Васильева, Светлана Светличная, Борис Грачевский, Владислав Мисевич, Александр Журбин, внук Бориса Мокроусова Максим Мокроусов, внучка поэта Алексея Фатьянова Анна Фатьянова и другие.

Производитель «МузФильм».

Группа ТЕЛЕжка во «ВКонтакте»: https://vk.com/tele_zhka
Для тех, кто смотрит телевизор. Анонсы. Мнения. Новости. Люди с экрана. Фильмы, сериалы, актёры.

Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.