Актёрские драмы. Последние роли

22637
4 минуты
Актёрские драмы. Последние роли Евгений Евстигнеев. Фото mycdn.me
В каком бы возрасте ни уходили великие актёры – это всегда рано. Но судьба отвела каждому свой срок, и у всех была особенная роль – последняя. В четверг, 7 ноября, в 23.05 канал «ТВ Центр» покажет новый документальный фильм «Актёрские драмы. Последние роли».

Евгений Евстигнеев мог сыграть Ивана Грозного задолго до съёмок исторического мини-сериала «Ермак» – его почти утвердили на роль самодержца в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». И тут досадное недоразумение. Режиссёр Леонид Гайдай как-то бросил в сторону Евстигнеева реплику из сценария: «Когда вы говорите, у меня такое ощущение, что вы бредите». Актёр принял эту фразу на свой счёт, обиделся и… отказался от роли. Кто знает, может, этот отказ продлил ему жизнь на долгие годы.

В актёрской среде есть суеверия, заставляющие некоторых артистов  отказываться от интересных ролей. Одно из них – «проклятье Ивана Грозного»: якобы тех, кто играет кровавого царя, ждёт неминуемая беда. Роль царя действительно не раз приносила несчастье актерам театра и кино, а для некоторых и вовсе становилась фатальной.

Так, отец Михаила Боярского, Сергей Боярский, не дожил до премьеры спектакля об Иване IV. Николай Хмелёв, тоже игравший Грозного в мхатовской постановке, умер от сердечного приступа во время генеральной репетиции. Александра Михайлова в этой же роли прямо на сцене настиг инфаркт, его едва успели спасти. Однако Евгения Евстигнеева предрассудки и условности не тревожили. Роль в историческом сериале «Ермак» сулила убедительный гонорар при сравнительно небольших трудозатратах: проект изначально был международным. 

– У нас началась работа над этим фильмом с конфликта с американцами, – рассказывает в документальном фильме режиссер Валерий Усков. – В Голливуд нас привезли: давайте снимать там. И привезли нам Ермака… Шварценеггера!

Типаж терминатора совершенно не соответствовал представлениям наших режиссёров о том, как должен выглядеть покоритель Сибири. К тому же с американцами быстро рассорились по чисто политическим причинам – из-за событий в Литве. Усков и Краснопольский вздохнули с облегчением и приступили к подбору актёров. Тогда-то Евгений Евстигнеев и получил приглашение пройти кинопробы. Конечно, режиссёры волновались: согласится ли звезда советского экрана воплотить такой специфический образ, да к тому же в сериале?

Разумеется, Евстигнеев понимал, что эта роль вряд ли станет событием в его творческой биографии, но к работе всегда подходил максимально ответственно. И всё же, как ни старался актёр не подавать вида, здоровье часто напоминало о себе: сердце просто не справлялось с нагрузками. Когда шли съёмки, уже было известно, что Евгению Александровичу максимально срочно необходима операция. Коллеги всячески его оберегали и даже укладывали между дублями на кушетку. В последний съёмочный день Евгения Евстигнеева провожала вся съёмочная группа. Вернуться ему было не суждено… А в актёрской среде снова заговорили о проклятии роли Ивана Грозного. 


Ростислав Плятт. Фото etoretro.ru

Для Ростислава Плятта последней оказалась роль Николо Амати в фильме «Визит к Минотавру». И хотя после нее актёр прожил еще два года, в кино больше не снимался. В экранизации детективного романа братьев Вайнеров режиссер Эльдор Уразбаев предложил Ростиславу Яновичу сыграть старого скрипичного мастера Амати, и знаменитый артист, не раздумывая, согласился. Не так часто в последние годы ему выпадали большие драматические роли. Съёмки уже начались, когда с Ростиславом Пляттом случилась беда: он оступился, хрупкие кости пожилого актёра не выдержали падения… Для многих стариков такая травма становится приговором: больничная койка, обездвиженность и скорая смерть. Но только не для Плятта.

Вскоре после операции Ростислав Янович вернулся на съёмочную площадку. После каждого дубля партнёры по фильму подвозили ему кресло-каталку. Ему нужен был перерыв, чтобы снова, превозмогая усталость и боль, подняться на ноги и отыграть следующую сцену. Молодые коллеги восхищённо наблюдали, как из тяжелобольного, измученного недугом старика, Плятт превращается в спокойного, умудрённого опытом скрипичного мастера, наставника, степенно рассуждающего о высоком и вечном. А за кадром Плятт был очень общительным, с удовольствием балагурил с молодёжью и травил анекдоты. И даже в таком почти безнадёжном состоянии он был неизменно галантен с дамами… 

Как Леонид Харитонов спустя почти 30 лет после грандиозного успеха вновь вернул себе популярность? Какая фраза из его последнего фильма через десять лет стала пророческой? Почему на съемках картины «Маленькие трагедии» казалось, что Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана репетирует собственный уход? Участие в каком фильме фактически свело в могилу Иннокентия Смоктуновского? Ответы – в новом документальном фильме.

Производитель «ПАНЧ ТВ».

Информация предоставлена каналом «ТВ Центр»

Группа ТЕЛЕжка во «ВКонтакте»:  https://vk.com/tele_zhka
Для тех, кто смотрит телевизор. Анонсы. Мнения. Новости. Люди с экрана. Фильмы, сериалы, актёры.




Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.