Путешествую с внуками — интересно и недорого

605
6 минут
бабушка и внучка Фото pixabay.com
Знаю по себе, как страдают многие бабушки от того, что не могут, в силу самых разных причин, показать своим внукам литературные и исторические места, которые когда-то посетили (или мечтали посетить) сами. Но если чуть-чуть пофантазировать... 

Подготовка к экскурсии, о которой я расскажу, потребует времени. Возможно, чем-то придется поступиться, что-то не успеется сделать по хозяйству. Тем не менее такие моменты праздничного общения в семье должны быть. Давайте тормошить друг друга. Учиться – не дремать, а думать и придумывать.

У многих из нас ни одного музея и близко нет. Экономическая ситуация такая, что не всем даже за пределы своей деревни или города выехать по карману. Внуки, словно сказку, слушают мои рассказы о том, как в прежние годы ездили мы ко Льву Толстому в Ясную Поляну, к Циолковскому в Калугу, к Пушкину в Ленинград. Да много еще куда. Они не очень верят, по глазам видно. Но ведь это было, было! А теперь? А теперь следует действовать по принципу «голь на выдумки хитра». 

«А что, возьмем и «поедем» в Михайловское!» – голос памяти зовет. Вот как только зажечь первую искру, чтобы интерес появился? Советую идти от книги Семена Степановича Гейченко «У Лукоморья», от волшебного аромата ее слов. Откройте двенадцатую страницу и без особых предисловий читайте:
«Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине – о том, что они долговечнее людей.

Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество».
– Поехали со мной в Михайловское?
– Поехали!

Дети  улыбаются, понимают, что игра. Это хорошо: не надо тратить силы, чтобы искать верные слова и объяснять, почему мы в ближайшее лето не сможем в самом деле навестить Михайловское. Объяснить очень хочется, но не стоит.

– Описание того, что можно увидеть в Михайловском, собрано вот в этой книжке. Выберите то, что вам хочется увидеть, а завтра расскажете. 

Сказать надо именно «выберите», на слово «прочитайте» у большинства современных детей почему-то аллергия.
– Сколько выбирать?

Законный вопрос – не переусердствовать бы, но и бледно не выглядеть, думаю, можно устанавливать границы от трех до пяти.

– Собирайте по пять, отберем самое интересное.

«По пять» – это понятно только нам с ребятами. Столько объектов для осмотра во время будущей экскурсии по Михайловскому войдет в поле зрения экскурсантов.

Книжка, скорее всего, и у вас будет одна, хорошо, если в библиотеке найдется два экземпляра. У меня - одна, сущая лапша (журнал «Роман-газета»). Предыдущие поколения с нею здорово поработали.

«Хочу увидеть окно...»

На другой день тетрадные листочки – ровненькие и с оборванными краями, сдвоенные и просто оторванные от страницы уголки  – падают в мои руки.
Читаю. Удивляюсь. Умиляюсь.

– Хочу увидеть окно, у которого любил сидеть Пушкин.
– А озеро Маленец далеко?
– Интересно, какими тогда замками двери запирали?
– Лампадка... Пушкин ведь зажигал лампадку?
– Читал про могилу Пушкина, даже страшно стало. Можно, мы туда тоже сходим. Не очень далеко.
– Ключи от парижского чемодана Онегина...
– Старинная пушечка.
– Фотография усадьбы, снятая 5 апреля 1955 года.
– Сосна. Ей 300 лет, Пушкина помнит.
– Яблоки из сада.
– Льняная скатерть.
– Старинный полог-«шептун», которым Пушкин приказал отгородить свою кровать.
– Кусочек дерева от ели-шатра из Тригорского.
– Бронзовые дедовские часы.
– Скамья Онегина.
– Ларец Арины Родионовны.
– Пушкинский бильярд.
– Горбатый мостик.

Собрав все, что накопали дети, попытайтесь разобраться, где и что можно посмотреть (если сами в Михайловском никогда не бывали – трудно). Изучать придется не только дом-музей в Михайловском. Всю территорию заповедника!

Думаете, это просто гвоздь?

Когда материал для экскурсии отобран, необходимо сделать самое сложное – экспозицию. Ребята сами ее сделают с удовольствием. Что-то нарисуют, что-то смакетируют в натуральную величину. Подойдут и оригинальные заменители подлинников – свечи, льняные скатерти, кусок дерева, цветы.
Воссоздать атмосферу музея помогут репродукции картин (у кого отыщутся хотя бы журнальные варианты или распечатки из Интернета), иллюстрации к пушкинским произведениям.
С экскурсоводами вопрос решить можно по-разному. Кто хорошо владеет речью, можно проводить самим. С малышами могут поработать старшие братья и сестры, но обязательно ребята должны быть эмоциональные, с хорошей речью.

Вот запись одного из таких устных рассказов: «Как вы думаете, что это? Не догадываетесь? Это гвоздь! (Восторженная пауза.) Не простой гвоздь, а от гроба Пушкина! (Опять большая пауза, обводит всех глазами, будто проверяет, шевелятся ли у малявок волосы на макушке.) Этот гвоздь Семен Степанович Гейченко взял для музея, когда вскрывали могилу Пушкина. Столько лет прошло (просит посчитать. Пауза нужна, чтобы дать возможность деткам расслабиться да и самому глотнуть воздуха побольше), а стенки гроба сохранились, только вот крышка обрушилась внутрь. Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались только волосы».

Пушкинское эхо

Начинать экскурсию надо перед дверями нашего самодельного музея. Малышам для большей достоверности стоит прочитать нотацию о том, как себя вести в музее (руками ничего не трогать, не отставать, не разговаривать). Для старших этого делать не стоит. Они все равно из любой ситуации выкрутятся. (Ходил-ходил, сел на пол. «Ты чего? Заболел?» – «Да нет, поваляюсь на лужочке».)
При проведении экскурсии с малышами лучше создать игровую ситуацию. Например: «Садимся в вагончики, путь наш долгий». А если еще и по стакану газировки налить, то они и жаркое лето представят. Даже если за окнами снежная кутерьма.

Со старшими лучше затевать игру другую. Предложить им заранее приготовить билетики – сведения о михайловском периоде жизни Пушкина, которые будут начинаться словами: «А я знаю, что Пушкин...»
После того как билеты будут «куплены», раскрыть широко дверь в импровизированный музей, и пусть они, подобно герою фильма «Любовь и голуби», – помните, как он из кухни да прямо в Черное море бултых! – окунутся в атмо-сферу музея-заповедника.

И так просто, остановившись у обычного окна, сказать: «Представьте себе, у этого окна любил сидеть Пушкин». Как подметил это Семен Гейченко, тут все они начинают смотреть на обыкновенное окошко и вдруг видят, что оно не обыкновенное, что никто из них такого раньше не видел, не видел около окна этого зеленого куста, что другого такого куста нет на всем свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отраженный стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он.

Очень важно не только интересно начать экскурсию, но и своеобразно ее закончить. Предложите ребятам повернуться к окошку и «крикнуть шепотом» (чтобы другие члены семьи, которые не захотят отправиться с вами, не подумали, что у нас крыша поехала): «Александр Сергеевич!» И ждать, затаив дыхание, вдруг кому-то почудится: «А-у-у! Иду-у!» Почудится, – значит, экскурсия состоялась.

Валентина Гусева
Наш канал в Яндекс.Дзен. Подписывайтесь!



Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.