Душу надо лечить

8233
6 минут
Душу надо лечить Фото msm.dev-serv.ru
Протоиерей Евгений Соколов – очень известный в Архангельске священник, часто встречается с людьми, потому что должность такая – он руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии. Отца Евгения всегда с интересом слушаю – он умеет словами вылечить душу. Собственно, о душе он и сам часто говорит во время своих миссионерских встреч.

В нашем обществе сейчас вовсю призывают к здоровому образу жизни: человеку внушают, что нужно спать определенное количество часов, правильно питаться, не забывать про спорт и витамины – мол, тогда и с психикой будет все хорошо. Но русский народ никогда не понимал душевное здоровье исключительно в таком физиологическом плане. Вспомните, как и сами мы говорим: «…душа болит, душа тоскует, на душе тревожно, тяжело…»

Как развить душу?

Мы развиваем всяческие способности. Но самое главное, что мы должны развить – это наша душа. А развить душу – значит научиться правильно любить. Это очень важно – любить правильно. Мы знаем, как развивать интеллект – для этого есть масса методик, правил, упражнений. Знаем, как развить тело. Тренер сможет выжать физиологический максимум из человека. То же касается и музыкального, танцевального, художественного даров. Всюду нужны педагоги высшего класса, без педагога не добьешься мастерства. А чтобы развить свою душу, научиться правильно любить, нужно знать духовные законы. Это такие же аксиомы, как «дважды два четыре» в математике.

Когда болит душа

Если мы чувствуем физическую боль, значит, наш организм нам сигнализирует о какой-то проблеме. Если же болит душа – ноет, скорбит, тревожится – это тоже сигнал, что идет некое нарушение, искажение. Это происходит, когда мы выходим за рамки законов Божиих. Ударили меня по руке – рука болит. Бьют по душе – словом, непристойными зрелищами, жестокостью – и душа начинает метаться, болеть. Вот здесь самое страшное. Я не могу сказать: пусть зубы у меня болят, а я пошел спать. От этой боли на стены лезть хочется. А если душа у человека не здорова, то и организм не может быть здоровым. Больная душа не дает покоя.

Болезни души

Болезни души в церковной аскетике называются страстями. Страсть – это чрезмерная привязанность к чему-либо, что не есть Бог. Попробую объяснить. Я знаю человека из высокообразованной большой семьи, где сестра и три брата – кандидаты наук. У них парализовало мать (она была совершенно парализована, но была в сознании, говорила), и они решили никого не нанимать, а по очереди брать по отгулу и сидеть с ней. Когда была пора старшего брата, ему должны были на поезде марку передать, он был страстным коллекционером. Он знал, что в седьмом вагоне проводник везет ему эту марку. И он сказал: «Мама, я через час приду. Встречу поезд и приду». Но на подъезде к перрону поезд сломался, надо было ждать. Он час ждал, два, понимал, что если уйдет, марка вообще может потеряться, проводник уйдет и все. Три часа, вместо того, чтобы бросить все и уйти к больной матери. Марка – простой кусочек бумажки – была выше любви к родному человеку. Вот что такое страсть! А как же парализованная мать? Она же видела время: вместо часа – три часа. Что она переживала, что думала?! Вот яркий пример страсти. Это привязанность ко всему, что не есть Бог.


Фото get.pxhere.com

Больная душа с детства

Страсти настолько поглотили мир, что даже дети малые подвержены их разрушительному действию. Телефоны, планшеты, компьютерные игры... Раньше у нас было трудовое воспитание, различные обязанности по дому, а сейчас урбанизация и технологии дали людям очень много свободного времени. И мы это свободное время направили на развлечения вместо того, чтобы потратить на изучение духовных законов. Ребенок с детства поражен страстями, у него уже с детства изуродованная, больная душа. Страсти уже выше Бога, выше любви к Нему. Многие этого просто не понимают.

Страсти, которые губят душу

Святые отцы выделяют восемь категорий страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Есть легкие болезни – насморк, кашель, кариес, а есть онкология, СПИД. Эти восемь страстей губят душу как тяжелые болезни. Вырваться из-под их власти чрезвычайно трудно. Это как паралич – хотел бы поднять руку, хотел бы подойти, но не можешь.

От этих страстей устаешь. Когда у тебя чрезмерная любовь к маркам, ты постоянно собираешь – десять, пятнадцать, двадцать пять лет, коллекция растет, и ты вроде бы и рад уже избавиться от них, а не можешь. Страсть связывает: вспомни, сколько сил потрачено, сколько денег, сколько энергии. И главное, что страсти-то не приносят человеку никакого удовлетворения! Сребролюбец копит деньги: один миллион, другой, десять, сто – а хочется еще и еще. Блудник меняет женщин и не может остановиться.

Чем же лечить душу?

Противоположность страсти – добродетель. Любая. Она дает возможность накопления Духа Святого. Чем больше накапливаете, тем больше умения любить проявляется. Обретается душевный мир, которого так хочет душа, так ищет каждый человек. Это и умение прощать, не реагировать на окружающие соблазны. Человек, который умеет созидать мир в душе, всегда в хорошем настроении, во внутреннем покое. А когда мира в душе нет, он реагирует на все раздраженно. А гнев и раздражение так ранят душу, что сутками отходишь от них. 

И потому надо научиться лечить душу добродетелью. Внимательно следить за собой. За собой, а не за другими. Когда у тебя мир в душе, то и окружающие чувствуют это. Душа нематериальна, но наши чувства, ум, умение любить и страдать – это все свойства маленькой, но очень важной нематериальной души.


Фото hram29.ru

Отец Евгений Соколов – руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии, настоятель храма при Северном Арктическом федеральном университете, известный публицист, проповедник и педагог. Активно занимается миссионерской деятельностью в Интернете, ведет рубрику «вопрос – ответ», отвечает на вопросы пользователей в соцсети «ВКонтакте». Протоиерей Евгений Соколов – любящий отец и дедушка, добрый пастырь для студентов.

«Мама часто повторяла: «Начало премудрости – страх Господень». Мне было пять лет и я думал, что для того, чтобы стать умным, надо бояться Бога. Потом я подрос, читал житие святых и решил, что страх Божий – это боязнь наказания за совершенные грехи. Затем переехал в центральную усадьбу, и бабушка совсем по-другому раскрыла мне смысл слов «страх Господень». Она была любящая, но очень строгая: до сих пор помню ее реакцию на мою первую тройку по устному предмету, что она считала ленью и хамством по отношению к учителю. Ее фразы просто резали душу: «За что ты меня наказал? Как я посмотрю в глаза учителю? Что скажу родителям? Неужели я заслужила такое обращение?» И вот тогда до меня дошло, что самая главная боль – это когда причиняешь боль другому человеку. И как-то сразу стала четко понятной великая фраза из Библии: «Начало премудрости – страх Господень».
Из книги протоиерея Евгения Соколова «О жизни и о смерти»

Подготовила Н. Дмитриева

Здесь можно подписаться на газету Зимняя вишня

Наш канал в Яндекс.Дзен. Подписывайтесь!



Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.




Читайте также