«Жаркий» июль 1962-го в Северодвинске

159758
6 минут
никите хрущёву дарят цветы в северодвинске На причале одна комсомолка преподнесла Никите Сергеевичу букет полевых цветов. Фото Юрия Лаврова
Если брать метеорологический аспект, то жарким тот июль не был. Лето 1962 года в наших краях по большей части было прохладным и ненастным, часто дождило. Но выдались-таки тем месяцем считанные дни, когда обошлось без облаков и ртутный столбик уличного термометра вдруг высоко скакнул. И надо же такому случиться, как раз когда на мурманский и архангельский Север пожаловал с визитом Никита Сергеевич Хрущёв! Поэтому «жаркими» те июльские дни если и стали, то в образном смысле для руководителей северных городов и предприятий, в том числе Северодвинска и его главных верфей.

Мёртвого льва всякий пинает…

Надо сказать, Никита Сергеевич на тот момент был в чести у народа. Да, простоватый, несведущий в отдельных областях познаний, хамоватый по понятиям общепринятой дипломатии политик или даже не слишком воспитанный человек. Но людское уважение к нему было. Складывалось оно не только после известного «развенчания культа личности И.В. Сталина», но и подкреплялось успехами в экономике и обороне, ростом благосостояния населения, а также разрушением «железного занавеса» вокруг СССР в результате наступательной международной политики страны. Мне же, например, почему-то хорошо запомнилось, как благодарили Хрущёва люди из прежде закрепощённой «колхозной массы», ведь лишь при Никите Сергеевиче они получили возможность обзавестись гражданским паспортом и свободно уехать из деревни… Обидные прозвища, байки и анекдоты, главным персонажем которых стал Никита Сергеевич, появились позже, когда Хрущёва уже «съели» закадычные друзья по партии. Так ведь у нашего народа в крови: смело хаять и пинать кого «ушли» или вытолкали из клана всесильных…

И вот в июле 1962-го Никита Сергеевич отправился на советский Север, причём впервые. Одним из побудительных мотивов к тому было возвращение в кольскую базу из похода в район Северного полюса нашей атомной подлодки К-3. Но были и другие поводы: например, посетить заполярную столицу СССР, которой считался стремительно разросшийся послевоенный Мурманск, а также старинный Архангельск, который крупные руководители страны до этого времени визитами не баловали. Естественно, в программе главы государства не мог не значиться и Северодвинск, чьими корабелами, к слову, создавалась атомная подлодка К-3, позже получившая известность как «Ленинский комсомол».

Никита Сергеевич Хрущёв и Евгений Павлович Егоров в главном эллинге завода Северодвинска
Никита Сергеевич Хрущёв и Евгений Павлович Егоров в главном эллинге завода.

Дважды дорогие северяне…

В наш город Никита Сергеевич прибыл на новейшем ракетном крейсере «Грозный» (Подробно об этом рассказано в отдельном моём очерке. - Прим. О.Х.). Позади у главы государства были не только встречи в Мурманске, а также на базе подлодок в Гремихе. По пути следования в Северодвинск крейсер «Грозный» ещё и произвёл показательный пуск крылатых ракет. И этот «выстрел» произвёл впечатление на Хрущёва и его окружение – в одном из полигонов Белого моря ракеты успешно поразили мишень, которой послужил списанный лидер эсминцев «Ленинград»…

В нашем городе Никиту Сергеевича встречали на причале завода №402 (Севмаша) – сюда пришвартовался «Грозный», по его трапу глава государства сошёл на причал нашей главной верфи…

Конечно, в Северодвинске к визиту Никиты Сергеевича тщательно готовились. И вообще, как вспоминают ветераны Севмаша, известие о предстоящем посещении нашего завода Хрущёвым было встречено с особым настроением. Учитывая, что визит выпадал на воскресный день, определили круг специалистов – итээровцев и рабочих, кому надлежит быть на своих местах основного производства, чтобы в случае необходимости показать гостю основные технологические этапы строительства. Так и получилось. «Грозный» причалил в районе цеха 9 примерно в 11 часов дня. Здесь Хрущёва встречали высокие чины партийного аппарата и руководители главных предприятий города, симпатичная комсомолка преподнесла вождю букет цветов. Далее Н.С. Хрущёв, министр обороны маршал Р.Я. Малиновский и сопровождающие их лица отправились осматривать ряд цехов. Правда, перед этим прямо на причале произошёл некоторый конфуз, который и сейчас вспоминают и передают из уст в уста как легенду. Дело в том, что незадолго до визита Хрущёва постановлением Правительства СССР труженикам Заполярья и Северодвинска решили оформить так называемые северные надбавки к зарплате. Как назло, осчастливленный букетом Никита Сергеевич случайно увидел на соседнем угольном причале загорающих под солнцем женщин-маляров, которые вышли из цеха в обеденный перерыв. Погода в тот день действительно стояла на редкость солнечная. Тогда Никита Сергеевич, скорее в шутку, чем всерьёз, заметил, мол, мы вам «северные» решили платить, а у вас, оказывается, погода как в Крыму… При этой фразе вождя толпу встречающих лиц из местного руководства прошиб холодный пот! Кстати, и за пару дней до этого, находясь в Мурманске, своё выступление на многотысячном митинге Никита Сергеевич начал с фразы «Здравствуйте, дважды дорогие мурманчане!», более чем прозрачно намекнув на всё те же северные надбавки. Реакция мурманских руководителей была примерно такой же…

Автомашина с высоким московским гостем проезжает по улице Северной (Торцева)
Автомашина с высоким московским гостем проезжает по улице Северной (Торцева)

Экскурсовод Евгений Егоров

Осмотрев два или три цеха, где для гостя ещё и специально оформили информационные стенды, визитёры направились в цех 42, где в то время, собственно, и строились атомные лодки. Роль заводского экскурсовода в тот день прекрасно исполнил директор верфи Евгений Павлович Егоров. Как вспоминают, он держался перед главой государства «весьма просто и уверенно, создавалось впечатление, что разговаривают два давно знакомых человека, и настроение у того и другого было хорошее». Высокие гости прошли весь цех 42 вплоть до слипа, где сходили в морскую воду готовые подлодки. Для пущей наглядности несколько рабочих варили кольцевой монтажный стык секции прочного корпуса, а ещё несколько рабочих устанавливали шпангоуты. Всё это время директор Егоров давал гостям необходимые пояснения. Никиту Сергеевича очевидцы описывали так: «При небольшом росте он выглядел немного полноватым, размеренные и несуетливые движения. Внимательные голубые глаза, на лице мягкая доброта. Чувствовалось, после морского перехода на корабле он несколько устал, но сохранял бодрость». Когда же гости вернулись к автомашинам, инициативу в свои руки решительно взял директор Евгений Егоров и предложил: «Никита Сергеевич, я вам сейчас ещё и город должен показать, там тоже есть что посмотреть…» Хрущёв согласился, и правительственный кортеж покинул верфь. По каким улицам Северодвинска пролёг его маршрут, точно не скажу, но по сохранившимся фото можно утверждать – от заводоуправления Хрущёв и Егоров ехали по проспекту Ленина до площади Ломоносова, есть снимки с улицы Северной (ныне Торцева), у ДОФа и школы №9. На всём пути следования гостя приветствовали горожане…

Как примечание

На фотоплёнках Никиту Сергеевича Хрущёва в июле 1962 года запечатлели десятки рядовых северодвинцев. Позже я выяснял, как появились их ныне уникальные снимки. Оказывается, в ход тогда были пущены не только простенькие «Любители» и «Смены», но и последние разработки «ФЭД», аппараты из серий «Зоркий» и «Киев». Стоили они тогда недёшево, и приобрести их в личное пользование мог далеко не каждый. Хотя и косвенно, но это может служить свидетельством роста благосостояния населения. И второе: никаких запретов, ограничений при фотографировании главы государства службами безопасности не чинилось. В определённом смысле это ставит под сомнение утверждения некоторых ретивых демократов о существовании в Советском Союзе того времени жестокого тоталитарного режима.


А на СербаТВ опубликовано интервью с очевидцем приезда Хрущёва в Северодвинск Анатолием Жепетовым



Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.