Валерий Мостович: «Важный критерий жизни — самодостаточность»

114758
6 минут
Валерий Мостович: «Важный критерий жизни — самодостаточность» Светлана и Валерий Мостовичи. Фото Владимира Ларионова
Сегодня Валерию Васильевичу Мостовичу исполнилось 65 лет. А встретились мы для разговора по этому поводу, когда с новым годом жизни ещё можно было поздравлять всех. Вспомнили, когда встречались в последний раз, — давно. Я добавила банальное: «Как время летит». Валерий Васильевич поддержал новогоднюю тему: «Оказалось, не так страшно жить в XXI веке. Уже двадцатый его год». Пятая часть столетия — с этой точки зрения на скорость жизни я ещё не смотрела.

Положить всё, что положено

- Необычно, - ответил Мостович на вопрос о личной дате. - Но цифр я не чувствую. Это не фундамент. Формирую свою жизнь из задач и событий.

- Как формировался ваш трудовой путь?

- Ученик слесаря-монтажника «Звёздочки», служба в армии, наладчик, член сдаточной команды, специалист юридического отдела завода, народный судья, заместитель управляющего Промстройбанка, гендиректор хлебокомбината. Сегодня - генеральный директор ООО «СКП «Северная жемчужина». Комбината, отвечающего за всё общественное питание на территории Севмаша.

- Всего много?

- Одиннадцать столовых и буфетов. Порядка восьми тысяч заводчан, питающихся в них ежедневно. Больше двухсот сотрудников. Большая организация под управлением АО «ПО «Севмаш», с серьёзным финансированием, достойным оснащением, с концепцией развития.

- Общественное питание - это… Сложно, в общем. Трудно найти тех, для кого совесть лучший контролёр?

- Их не надо искать. Надо поставить задачу класть в котел всё, что положено. И дать достойную зарплату. Когда меня назначили, прошёл все столовые. Тётеньки, которые рубили хрящи вместо мяса (на каждую порцию мясного супа положено 12,5 грамма мяса), меня ещё не знали. И на вопрос «Что вы делаете?» отвечали: «Всё равно съедят».

- Результат?

- Сегодня сформирован хороший коллектив.

- А масла сколько надо в кашу?

- В зависимости от каши. Но обычно 10 граммов. Температура супа на раздаче, знаешь, какая должна быть?

- Чем горячее, тем лучше. 

- 75 градусов. Второго блюда — 60 градусов.

- Юридическое и экономическое образование, ваш опыт огромный на любом месте пригодятся. А поварские правила как осваивали?

- В том числе по старым книгам, рецептурным и технологическим.

«С внуками я шушукаюсь»

- Любимое блюдо всё равно, наверное, из детства, мамино?

- В нашей семье с шестью детьми первые блюда были основными. Поэтому — хорошие, наваристые щи или борщ.

- Мальчишкой себя вспоминаете?

- Часто. Хорошее детство. Жили мы в бараке, оставшемся после заключённых. Патронов много было на стрельбище, костры жгли…

- Наказывали родители?

- Один раз, когда я ушёл из дома. Не разрешили взять домой кошку, которую с улицы принёс, и я ушёл. Суток двое ходил, пока не нашли.

- С кошкой?

- Конечно. Мама согласилась её в дом пустить.

- Что из родительских примеров отношения к жизни пригодилось?

- Терпеливость, немногословность, деловитость.

- Раньше думала, что так и бывает, а теперь удивляют сцены из литературы и кино, когда бабушки-дедушки мудростями на вопросы внуков отвечают. Прямо с ходу и на любой жизненный вопрос. Вы давно уже дедушка?

- Старшему внуку почти семнадцать, младшему девять.

- Получается быть мудрым?

- С внуками я шушукаюсь. То есть говорю достаточно откровенные вещи. Не стесняясь своего опыта. Как в первый раз поцеловался, как влюблялся...

- Современную молодёжь за что поругаете?

- Чего их ругать. Ругать нужно себя и свою инфантильность в отношении развития общества. Нас всё или почти всё устраивает, у нас есть что поесть, зарплата, и мы не думаем, как развивается общество. О чём могу сожалеть - об отсутствии у молодых людей понятия разговора с собеседником. Они становятся молчаливыми не оттого, что чего-то не знают, а потому, что не могут изложить свои мысли, чувства. Этот век компьютерный перестал требовать от молодёжи умения хорошо сказать, прочитать стих, интересно рассказать историю. Мышцы, которые отвечают за голосовые связки, дистрофируются. Речь становится не нужна в общении.

И 55 томов Ленина

- О недостатке каких знаний сожалеете?

- Французского языка.

- Приходится говорить?

- Просто учил в школе и университете. Несколько критически отношусь к себе в связи с владением информационной техникой. Но при этом думаю, что такого обилия разнообразной и не всегда правдивой информации и не надо. Не нужно выбирать из мусора мусор. А вот без книг не обойтись.

- Ваши предпочтения?

- Классика. Нового для меня нет. И - 55 томов Ленина, полное собрание сочинений.

- Вот прямо так бывает, что хочется открыть томик и почитать?

- И много нового для себя открываю. Многие аспекты, которые были озвучены Лениным в начале революционных ситуаций, актуальны и сегодня. Многие сегодняшние события уже им описаны.

Помогать тем, кто отдаёт

- Вы всю жизнь живёте в Северодвинске.

- Всю жизнь на острове Ягры. Не слышала, что мы хотели отделиться от города? Вот те на! Я был председателем комиссии по законности в Горсовете первого созыва. Одновременно - народным судьёй и депутатом Совета. Тогда ещё можно было совмещать. Мы серьёзно обсуждали возможность автономии Ягр. Был даже отдельный устав сформирован.

- И что пошло не так?

- Совет разогнали.

- Сегодня про городскую политику что скажете?

- Нужно помогать тем, кто своевременно и в полном объёме платит налоги. Исходить не из того, кто что для себя создал, а из того, что отдал в бюджет. Спросите малый и средний бизнес, сколько ими уплачено налогов. Исходя из этого и нужно формировать инвестиционные программы, расставлять приоритеты. А пока подход один, что к градообразующему предприятию, что к малому бизнесу.

- С годами для каждого человека город пустеет, любой город. А из нашего ещё и уезжают многие.

- Есть у меня важный критерий жизни - самодостаточность. Человек рано или поздно должен прийти к этому пониманию. А уезжать я не собираюсь. На большом семейном совете принято решение, что остаёмся на острове Ягры.

«Это золото»

- Вы каждый год собираете на праздник своих учителей — ветеранов закрытой 18-й школы.

- Это золото, россыпь бриллиантов. Каждый учитель — событие в моей жизни. Зинаида Павловна Дмитриева, Людмила Прокопьевна Колотова, Валентина Александровна Берёзкина... Это учителя, у которых не было понятия собственности, заботы о личной прибыли. Да даже дач своих не было. Была главная задача — воспитание учеников, не по отдельности, а целых поколений. Знаешь, что в обязанности учителей начальных классов входили занятия с родителями, отстававшими от начального образования?

- Нет, наши родители грамотой уже владели.

- В начале шестидесятых это было в обязательном порядке. И моя первая учительница Бороздина Светлана Павловна, которая на самом деле Пантелеймоновна, учила взрослых писать, газеты вместе читали.

- С отчеством учительницы путаница какая-то?

- Только перед её уходом из жизни спросил, почему её Павловной звали. «Да вы же маленькие были. Скажу «Пантелеймоновна» - вам не повторить».

«Друг мой дядя Коля»

- Извини, надо позвонить. С дядей Колей договаривались созвониться. 

Из телефонной трубки послышался знакомый бодрый голос фронтовика Николая Ивановича Диденко.

- В марте ему исполнится 95. И до сих пор за рулём. Таким людям, прошедшим войну, нужно сейчас как можно больше внимания и поддержки.

- Ваша мама тоже была участницей войны?

- Она была связной партизанского отряда в Белоруссии.

- Рассказывала вам про это?

- Никогда.
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.