Те, кто сегодня в Северодвинске на передовой. Часть 6

73145
10 минут
Те, кто сегодня в Северодвинске на передовой. Часть 6 Слева направо: Анна Александровна Цветкова, Ольга Васильевна Суханова, Ирина Анатольевна Воробьёва, Любовь Сергеевна Малышева. В центре - Наталья Владимировна Ивашина. Фото Оксаны Козицыной
«Северная неделя» продолжает рассказывать о медиках, которые первыми встали в строй, когда в город пришёл COVID-19, и которые продолжают день за днём держать оборону против коварной болезни в городе корабелов.

«Особенно запоминаются пациенты, за которых боролся...»


- Вторая городская больница, приёмное... Необходимо перевезти пациента в реанимационное отделение... Мужчина 44 года, большой объём поражения лёгких, кислородная зависимость...

Когда я вошла в пятое инфекционное отделение второй городской больницы, врач, к которой я пришла на встречу, вызывала машину скорой помощи для одного из пациентов. Пока доктор ещё какое-то время решала вопросы по перевозке больного, я всё никак не могла понять, что меня смущает в этом отделении, что-то было не так. Спецкостюмы, защитные экраны, антисептики - всё это я уже видела раньше. И в какой-то момент я осознала: никогда ни в одной больнице раньше я не слышала такой тишины...

Пятый этаж, где располагается инфекционное отделение, которым руководит Наталья Ивашина, разделён на две зоны - чистую и красную. С Натальей Владимировной мы беседовали в чистой. Больные здесь не ходили по коридору, не доносилось и их разговоров из палат. Пациентов здесь просто не было. Все они там - в красной зоне, за дверью с табличкой «В шлюз заходим по одному человеку! Плотно закрываем дверь!». Впрочем, думаю, что и там, за двойными дверями шлюза, стоит такая же тишина. Ведь многие из тех, кто попадают в Северодвинскую городскую больницу №2 с диагнозом COVID-19, не в состоянии не то что ходить, но и дышать без кислородных аппаратов.

Пятое инфекционное отделение первоначально было рассчитано на 60 коек, затем его расширили до 80, сейчас -  до 100, палаты расположены на двух этажах. В отделении пять докторов, на каждого приходится по 20 пациентов. И если в августе в больницу поступало до 10 больных в сутки, то сейчас порой за день госпитализируют более трёх десятков новых пациентов. Это и северодвинцы, и жители областного центра, Новодвинска, Рикасихи, Онеги...

- Наталья Владимировна, знаю, что инфекционистом вы работаете с июня, когда ваше урологическое отделение вышло из карантина по COVID после контакта с больным пациентом. Изменилось с тех пор ваше отношение к ковид-инфекции?

- Мы, медработники, работающие с COVID, с самого начала относились и относимся к этому заболеванию очень серьёзно и призываем всех наших родственников, знакомых, чтобы они соблюдали меры безопасности. Если человек молод и не имеет сопутствующих заболеваний, поверьте, это не означает, что он легко перенесёт эту инфекцию. У нас встречались молодые пациенты, у которых было объёмное поражение лёгких и которым после выписки из стационара необходимо было ещё длительное время на восстановление. Есть пациенты, которые при поступлении чувствуют себя достаточно неплохо, но объём поражения лёгких большой, и через некоторое время у них прогрессирует дыхательная недостаточность, требуется кислородная поддержка. Некоторые наши пациенты вынуждены находиться в прон-позиции, то есть в положении на животе, до 16 часов в сутки. Люди не видят ситуации, которая здесь у нас в стационарах, наверное, поэтому некоторые считают, что это просто какой-то респираторный вирус. На самом деле надо себя беречь, относиться к этому очень серьёзно, никаких послаблений быть не должно. Поверьте, погибают пациенты всех возрастов.

- Инфекционистами сегодня стали врачи разных специальностей. Кто у вас в отделении работает?

- Наше отделение было открыто в июне, первым заведующим был врач-отоларинголог Кирилл Игоревич Нефтеров. Так случилось, что в июле Кирилл Игоревич сам заболел, меня перевели на должность заведующей пятым инфекционным отделением. За несколько месяцев работы у нас сменилось уже несколько составов, в отделении работали доктора различных специальностей и из разных городов. Сейчас у нас два доктора из Архангельска. Это Мирзоева Набат Арзу Кызы, она по специальности уролог, и Ольга Васильевна Суханова, терапевт-иммунолог. Ольга Васильевна работает в отделении с момента его открытия. Остальные доктора северодвинцы. Ирина Анатольевна Воробьёва - гинеколог, Любовь Сергеевна Малышева - инфекционист, Анна Александровна Цветкова - ординатор по терапии. Но все врачи, каких бы специальностей они ни были, прошли обучение по оказанию помощи пациентам с коронавирусной инфекцией.

- Наверное, поначалу всё равно было непросто?

- Конечно, у нас были рекомендации Минздрава о том, как лечить пациентов с ковид-инфекцией, но всё равно вопросов возникало много. Потому что инфекция эта новая, мы не знали в тот момент, как она протекает, как пациент отреагирует на терапию. Препараты назначались те, которые первоначально не использовались для лечения ковид-инфекции. Естественно, мы тоже, как и наши пациенты, ждали эффекта от этого лечения, смотрели, наблюдали, переживали вместе с пациентами.

- Наталья Владимировна, запоминаются ли докторам пациенты, у вас ведь просто какой-то нескончаемый поток больных?

- Очень запоминаются, особенно тяжёлые - те пациенты, за которых боролся, за которых ты душой болеешь, а таких у нас много.

- А пациенты вас узнают? Вы все в одинаковых белых костюмах с ног до головы, в респираторах...

- Большинство пациентов всех нас воспринимают просто как какую-то сплошную белую массу. Но в любом случае мы представляемся - лечащие врачи, заведующий отделением. У врачей и медсестёр на комбинезонах подписаны имена и фамилии. Те пациенты, которые по состоянию могут воспринимать окружающую ситуацию, запоминают персонал, который с ними работает. Иногда бывает, что узнают по голосу, кто-то по глазам узнаёт, что вот это конкретно ты. А вообще, в красной зоне много не пообщаешься. Мы идём туда в респираторе, пациенты же у нас зачастую старшей возрастной группы, у кого-то проблемы со слухом... Но мы стараемся каждому уделить внимание, у нас очень хороший персонал, внимательный, заботливый, и при выписке мы слышим очень много слов благодарности.

- Сколько времени в среднем проводят ваши пациенты в отделении?

- Сроки лечения разные, всё зависит от тяжести состояния больного. Кого-то мы уже через неделю можем выписать под наблюдение участкового терапевта, а кто-то проводит в стационаре месяцы. Максимальный срок у нас был 104 дня. Это была северодвинка в возрасте чуть за шестьдесят. Она прошла через реанимационное отделение с искусственной вентиляцией лёгких, и, к счастью, всё получилось, она поправилась и выписалась домой. Эту пациентку, которая была госпитализирована с тяжёлым поражением лёгких, помнит всё наше отделение.

- По лекарственным препаратам. Всем ли необходимым обеспечен стационар?

- Все препараты, которые прописаны в рекомендациях по лечению ковид-инфекции, у нас есть в достаточном количестве. Да, конечно, идёт большой расход препаратов, но запасы пополняются. Пациенты получают всю терапию, которая им нужна.

- Как ваши родные отнеслись к тому, что вы стали врачом-инфекционистом ковидного отделения?

- Муж у меня работает здесь же, в больнице, поэтому каких-то проблем с тем, что жена ушла работать в ковидную зону, не возникло, он точно так же, как и я, работает с ковидом. Для наших детей этот вопрос вообще не стоит. Они знают, что родители - врачи, что мы должны лечить пациентов и, кроме нас, это делать некому. Что касается родителей, они тоже не отговаривали, понимают, что это бесполезно, потому что это наша работа, и никакие доводы не сработают. Вообще, все мы выбираем свою работу всё-таки с учётом каких-то характерологических особенностей, я думаю, что большая часть людей идёт в медицину по призванию, помогать людям. На самом деле работа в ковид-отделении требует не только стойкости характера, но и физической выносливости, потому что работать в костюмах, особенно нашему среднему медперсоналу, который сменами проводит время в красной зоне, очень тяжело. Низкий поклон всем, кто работает в ковидными пациентами.

- Операции во второй городской больнице сейчас проводятся?

- Да, у нас есть срочная операционная. В больнице работают врачи разных специальностей, и мы можем оказать пациентам помощь различного характера. При этом теперь, когда мы работаем в операционной, поверх наших средств индивидуальной защиты мы надеваем ещё дополнительно стерильное бельё, то есть у нас добавляется ещё один слой. Работа в операционной и так технически сложна, а когда ты работаешь в трёх парах перчаток, у тебя три слоя одежды плюс респиратор, маска, очки или какой-то специальный защитный шлем, это ещё сложнее. Для хирургов очень важны чувствительность пальцев рук, визуализация, а когда ты смотришь через какой-то дополнительный экран, чистота зрения теряется. Пациенты, когда понимают, в каких условиях мы работаем, нас тоже очень жалеют.

- Вы сами болели COVID-19?

- У меня выявлены антитела, то есть я перенесла ковид-инфекцию. У нас часть сотрудников в той или иной форме перенесли ковид-инфекцию. Мы все раз в неделю сдаём мазки на COVID и кровь на антитела — иммуноглобулин G. В сентябре я находилась на больничном с детьми. Симптоматика у меня была, но в лёгкой форме, нетипичная для ковид-инфекции, просто как ОРЗ. В октябре, когда вышла на работу, сдавала мазки, результат был отрицательный, но антитела выявлены. 

- Знаете, где подхватили инфекцию?

- Думаю, что заразилась где-то за пределами больницы. Поскольку в стационаре у нас соблюдаются все санэпиднормы, мы работаем в специальных защитных костюмах, в респираторах, риск заражения минимальный.  Поверьте, просто посещая магазины, вероятность заболеть COVID намного больше. 

- Наталья Владимировна, вы родились в Брянской области, наверняка там у вас немало родных, не возникало желания уехать с Севера?

- В детстве в Брянской области я проводила летние каникулы, родители сейчас проводят там много времени, мы тоже приезжаем в отпуск. Но большую часть жизни я провела в Северодвинске, поэтому могу считать себя северодвинкой. И здесь у меня есть возможность реализовать свои профессиональные способности. В нашей больнице врачи могут развиваться по своей специальности: закупается необходимое оборудование, инструментарий, мы можем проходить обучение в центральных городах России. Есть возможность для личностного роста в специальности, поэтому необходимости куда-то переезжать на сегодняшний момент я не вижу.

- Успеваете отдыхать от работы, проводить время с детьми?

- Да, сейчас у нас ситуация напряжённая, но она была напряжённой и в урологическом отделении, работы у нас мало никогда не бывает. Детей в нашей семье двое, старший сын школьник, ему 11 лет, дочке четыре с половиной года. У нас семейное увлечение - горные лыжи, мы катаемся с мужем и со старшим сыном. Муж увлекается охотой, сын занимается тхэквондо, дочка только-только начала заниматься воздушной гимнастикой. Так что работа, дети, учёба...

- Вы ещё и учитесь?

- Мы, врачи, обязаны постоянно повышать свою квалификацию, поэтому участвуем в вебинарах, конференциях. Мы не должны забывать ту деятельность, которой занимались в доковидное время. Ведь все мы на самом деле мечтаем заниматься своей основной работой, когда кончится COVID. Потому что свою работу мы все очень любим.


Фото Оксаны Козицыной


Наталья Ивашина вызывает машину скорой помощи для одного из пациентов. Фото Оксаны Козицыной

Наталья Владимировна Ивашина
Родилась в Брянской области в семье морского офицера. С шести лет живёт в Северодвинске, училась в школах №18 и №4.
В 2006 году окончила Северный государственный медицинский университет, специальность «лечебное дело».
2007 год - обучение в интернатуре по направлению «общая хирургия».
С 2007 по 2014 год - работа в СГБ №2 в должности врача-хирурга.
2014 год - обучение в ординатуре по специальности «урология», с 2014 по 2017 год работала в СГБ №2 врачом-урологом.
С 2017 года - заведующая урологическим отделением СГБ №2.


Ранее по теме:

Те, кто сегодня в Северодвинске на передовой. Часть 1

Те, кто сегодня в Северодвинске на передовой. Часть 2

Те, кто сегодня в Северодвинске на передовой. Часть 3

Те, кто сегодня в Северодвинске на передовой. Часть 4

Те, кто сегодня в Северодвинске на передовой. Часть 5
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.