Специалисты отдела технического обучения Севмаша прошли обучение по программе «Преподаватель высшей школы»

3620
4 минуты
Специалисты отдела технического обучения Севмаша прошли обучение по программе «Преподаватель высшей школы» Дипломный проект специалистов ОТО вызвал большой интерес. Фото Олега Перова
Специалисты отдела технического обучения прошли обучение по программе «Преподаватель высшей школы», созданной Институтом переподготовки и повышения квалификации филиала САФУ в Северодвинске. А недавно они защищали перед комиссией свой дипломный проект, название которого «Потребность АО «ПО «Севмаш» в квалифицированном персонале. Партнёрство с высшими учебными заведениями». Проект содержит предложения по повышению эффективности взаимодействия между институтом и Севмашем. 

– Взаимоотношения между филиалом САФУ в Северодвинске и Севмашем существовали всегда. ИСМАРТ и создавался специально для того, чтобы обеспечить наше предприятие квалифицированными кадрами. В своё время была создана уникальная система «завод-втуз», которая, к слову, сохранилась по сей день только у нас, – говорит Павел Фалёв, начальник отдела технического обучения. – Но пришли другие времена, изменились потребности Севмаша как работодателя, изменились студенты. А значит, нужны перемены в системе вузовского обучения. Отрадно, что и сами преподаватели это хорошо понимают и чувствуют. Но очевидно, что перемены в ИСМАРТе не произойдут без участия и поддержки Севмаша. Мы, отдел технического обучения, связующее звено между институтом и производством. Вот почему для нас, специалистов отдела, было важно пройти обучение по программе «Преподаватель высшей школы» наравне с преподавателями ИСМАРТа, чтобы говорить с ними на одном языке, лучше понимать потребности друг друга.

Обучение, по признанию специалистов ОТО, было очень интересным и полезным. Пришлось под новым углом взглянуть на многие привычные вещи, при этом «мозг отчаянно сопротивлялся». 

– Мы всё чаще сталкиваемся с тем, что работать на Севмаш приходят люди нового поколения с совершенно другим взглядом на жизнь, – говорит Павел Геннадьевич. – Они окунаются в заводской мир с 80-летней историей. И порой не встраиваются в эту консервативную систему. Тогда получаем конфликт поколений, теряем тех, кто мог бы приносить пользу производству. Мы должны подстроиться под эту ситуацию и создать приемлемые условия. В процессе обучения увидели, чем нам нужно заниматься, – не сегодняшним днём, а завтрашним. 

Специалисты ОТО во время учёбы сделали для себя ряд важных открытий, часть из которых нашла отражение в их дипломном проекте, а часть уже используется в повседневной работе. Например, многие лекции проходили в дистанционном формате. Опробовав на себе этот новый опыт, решили, что такую форму работы возможно применять при обучении работников Севмаша.
Что касается дипломного проекта, в нём тщательно проанализированы потребности предприятия в квалифицированных кадрах, проведён серьёзный сравнительный анализ российских университетов, которые готовят специалистов по нужным Севмашу направлениям, выявлены их сильные и слабые стороны. Всё это помогло предложить ряд рекомендаций филиалу САФУ в Северодвинске, реализация которых, по мнению авторов проекта, поможет ему конкурировать с другими университетами и поставлять Севмашу более качественно подготовленных студентов. 

– Совсем отказываться от услуг ИСМАРТа и от модели «завод-втуз» мы не намерены, – говорит Павел Фалёв. – А вот модернизировать взаимодействие – мы за и готовы помогать. Уже сейчас организуем преподавателям втуза стажировки на предприятии. Работая в связке, мы и институт, - и Севмаш, а следовательно, и сам Северодвинск, – будем иметь большую притягательность для выпускников школ.

Не секрет, что одна из проблем, которая беспокоит сегодня и вуз, и Севмаш, – это отрыв образовательных программ от реальных нужд производства. Зачастую молодому специалисту необходим довольно длительный адаптационный период. Важно уже сейчас предпринять шаги для интеграции молодого поколения в трудовые коллективы сразу, без адаптационного периода. Нужно к этому готовить не только преподавателей и студентов, но и работников  предприятия. Об этом тоже много сказано в дипломном проекте специалистов ОТО.

– Мы поняли, что некоторыми особенностями нового поколения являются клиповое мышление и кратко­временная память, – говорит Дарья Кузнецова, инженер по подготовке кадров ОТО, проходившая обучение по программе. – Поэтому на производстве неэффективно давать такому человеку задание на полгода. Скорее всего, он не прикоснётся к его выполнению до самого конца срока. Про­анализировав ситуацию, решили, что, возможно, стоит создать чек-лист дня для молодого специалиста и выдавать ему задания дробно и ежедневно. Но это дополнительная забота нашим заводским руководителям. Начальник цеха, отдела, группы, бюро должен понимать, как следует раздробить большую цель и как распределить её выполнение между своими подчиненными. 
Защита проекта проходила в формате «круглого стола», задачей которого была мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем. На защите проект признан интересным, имеющим потенциал для реализации.
– Работа над проектом заставила о многом задуматься и показала, какой обширный фронт работ у нас впереди. А это уже само по себе имеет большое значение, – говорит Павел Фалёв.




Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.