Максим Дулинов. Фото: «Российская газета»
- Как при дистанционном обучении будет регулироваться объём выдаваемого педагогами задания? Не получится ли так, что дети будут проводить за уроками больше времени, чем находясь в школе? И время работы за компьютером может увеличиться, что тоже не слишком хорошо… К примеру, в приказе департамента образования Москвы, насколько помнится, содержится требование, что уроки онлайн должны быть не более 30 минут, в том числе для старшеклассников.
- Я смотрел расписание некоторых московских школ, где внедрено обучение онлайн. Там в начальной школе 15 минут урок - 15 минут перерыв, следующий урок - опять перерыв. В старшей школе уроки идут дольше, но с такими же большими перерывами. Поскольку родители находятся дома, они должны это отслеживать.
Что касается объёма домашних заданий, то эта норма не сегодня появилась, она была всегда. И домашние задания, которые самостоятельно выполняются учеником, и год назад, и два года назад, и пять лет назад не должны были превышать определённых нормативов.
- Мы опять с вами говорим, как должно, а порой в жизни всё по-другому. У вас сын, у меня внук, и я понимаю, сколько времени занимают порой задания. Мы же с чем сталкиваемся? Каждый педагог в московских, например, школах стремится по максимуму от ученика требовать, чтобы он, скажем, участвовал во всех олимпиадах по всем предметам. И это, к сожалению, стало общей проблемой. Потому что школы мотивированы на то, чтобы побеждать во всех предметных олимпиадах. Раньше педагогический коллектив, педсовет и директор школы контролировали всё-таки, сколько задано, и не было трёх контрольных в один день, а сейчас это стало рядовым явлением. Вы сталкиваетесь с этим, когда общаетесь напрямую с педагогами, а не с организаторами образования?
- Конечно, есть подобные вещи, есть планы по олимпиадникам. Это наша любовь к рейтингам, при этом не для поощрения, а для наказания. С другой стороны, тот процесс, в который сейчас мы вошли с диспутом, как раз может снизить немножко эту напряжённость. Потому что в цифровизации образования самостоятельные работы и самостоятельная мотивация ученика начинают играть определяющую роль.
Когда учитель в классе, он может сказать: «Не смотри в окно - посмотри в учебник...» Когда ребёнок далеко, учителю нужно находить другие какие-то инструменты для того, чтобы школьник занимался, чтобы ему было интересно. В тех школах, которые показывают серьёзные результаты в тех же олимпиадах, изначально мотивированные дети учатся. Их заставлять особо не нужно. Они сами рады везде участвовать. А вот как заинтересовать того самого троечника, хорошиста, который приходит в школу, потому что его туда отправили? Как его заинтересовать обучением, когда он сидит дома перед компьютером? Кстати, компьютер - это не единственное средство, с помощью которого можно организовать дистанционное обучение. И более или менее современный смартфон можно использовать, что тоже может снять некоторые технические проблемы.
- Будут ли внесены коррективы в оценивание прилежания, активности школьников в период дистанционного обучения? Есть ли технические возможности, к примеру, чтобы идентифицировать, что задание выполнено этим учеником, а не кем-то?
- Есть технические решения, так называемый прокторинг, когда подтверждается идентификация обучающегося, сдающего экзамен. Достаточно тяжёлая, дорогая технология на сегодняшний день, но она активно внедряется в высшем образовании, в онлайн-курсах. В школах - практически нет.
Каждая школа решает самостоятельно, как будут выставляться оценки. Нет никаких нормативных актов, которые расписывали бы этот процесс. Очень важно не отбить у учеников желание делать задания честно и самому, чтобы при этом у родителей не возникло желания помочь, дабы, не дай бог, плохую оценку не поставили. Наверное, лучше не практиковать каждодневное онлайн-оценивание, а перевести его по совокупности опроса, допустим, раз в неделю по изученному материалу. Да, здесь есть ответственность родителей, чтобы их ребёнок учился самостоятельно. Они могут, конечно, за него решить контрольную, но дальше за ребёнка никто этого делать не будет.