«При дистанционном обучении важно не отбить у учеников желание делать задания честно и самому»

91772
4 минуты
«При дистанционном обучении важно не отбить у учеников желание делать задания честно и самому» Максим Дулинов. Фото: «Российская газета»
26 марта в «Российской газете» состоялась пресс-конференция Максима Дулинова, директора Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) на тему «Школа онлайн: дети, родители, учителя». Коллеги из « Российской газеты», нашего партнёра, задали Максиму Викторовичу вопросы и «Северной недели».

- Как при дистанционном обучении будет регулироваться объём выдаваемого педагогами задания? Не получится ли так, что дети будут проводить за уроками больше времени, чем находясь в школе? И время работы за компьютером может увеличиться, что тоже не слишком хорошо… К примеру, в приказе департамента образования Москвы, насколько помнится, содержится требование, что уроки онлайн должны быть не более 30 минут, в том числе для старшеклассников.

- Я смотрел расписание некоторых московских школ, где внедрено обучение онлайн. Там в начальной школе 15 минут урок - 15 минут перерыв, следующий урок - опять перерыв. В старшей школе уроки идут дольше, но с такими же большими перерывами. Поскольку родители находятся дома, они должны это отслеживать.

Что касается объёма домашних заданий, то эта норма не сегодня появилась, она была всегда. И домашние задания, которые самостоятельно выполняются учеником, и год назад, и два года назад, и пять лет назад не должны были превышать определённых нормативов.  

- Мы опять с вами говорим, как должно, а порой в жизни всё по-другому. У вас сын, у меня внук, и я понимаю, сколько времени занимают порой задания. Мы же с чем сталкиваемся? Каждый педагог в московских, например, школах стремится по максимуму от ученика требовать, чтобы он, скажем, участвовал во всех олимпиадах по всем предметам. И это, к сожалению, стало общей проблемой. Потому что школы мотивированы на то, чтобы побеждать во всех предметных олимпиадах. Раньше педагогический коллектив, педсовет и директор школы контролировали всё-таки, сколько задано, и не было трёх контрольных в один день, а сейчас это стало рядовым явлением. Вы сталкиваетесь с этим, когда общаетесь напрямую с педагогами, а не с организаторами образования?

- Конечно, есть подобные вещи, есть планы по олимпиадникам. Это наша любовь к рейтингам, при этом не для поощрения, а для наказания. С другой стороны, тот процесс, в который сейчас мы вошли с диспутом, как раз может снизить немножко эту напряжённость. Потому что в цифровизации образования самостоятельные работы и самостоятельная мотивация ученика начинают играть определяющую роль.

Когда учитель в классе, он может сказать: «Не смотри в окно - посмотри в учебник...»  Когда ребёнок далеко, учителю нужно находить другие какие-то инструменты для того, чтобы школьник занимался, чтобы ему было интересно. В тех школах, которые показывают серьёзные результаты в тех же олимпиадах, изначально мотивированные дети учатся. Их заставлять особо не нужно. Они сами рады везде участвовать. А вот как заинтересовать того самого троечника, хорошиста, который приходит в школу, потому что его туда отправили? Как его заинтересовать обучением, когда он сидит дома перед компьютером? Кстати, компьютер - это не единственное средство, с помощью которого можно организовать дистанционное обучение. И более или менее современный смартфон можно использовать, что тоже может снять некоторые технические проблемы. 

- Будут ли внесены коррективы в оценивание прилежания, активности школьников в период дистанционного обучения? Есть ли технические возможности, к примеру, чтобы идентифицировать, что задание выполнено этим учеником, а не кем-то? 

- Есть технические решения, так называемый прокторинг, когда подтверждается идентификация обучающегося, сдающего экзамен.  Достаточно тяжёлая, дорогая технология на сегодняшний день, но она активно внедряется в высшем образовании, в онлайн-курсах. В школах - практически нет.

Каждая школа решает самостоятельно, как будут выставляться оценки.  Нет никаких нормативных актов, которые расписывали бы этот процесс. Очень важно не отбить у учеников желание делать задания честно и самому, чтобы при этом у родителей не возникло желания помочь, дабы, не дай бог, плохую оценку не поставили. Наверное, лучше не практиковать каждодневное онлайн-оценивание, а перевести его по совокупности опроса, допустим, раз в неделю по изученному материалу. Да, здесь есть ответственность родителей, чтобы их ребёнок учился самостоятельно. Они могут, конечно, за него решить контрольную, но дальше за ребёнка никто этого делать не будет. 



Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.