Памяти Василия Петровича Соснина

60936
13 минут
Памяти Василия Петровича Соснина Слева направо: Герман Барболин, Василий Соснин, Вячеслав Белоусов, Михаил Попов, Анна Сьянова, Раиса Евглевская. 1984 год
23 ноября на 94-м году жизни после болезни скончался Василий Петрович Соснин, бывший в советскую пору редактором газеты «Северный рабочий», - он возглавлял её 26 лет. Сегодня те, кому посчастливилось работать под началом Василия Петровича, вспоминают его и те славные годы.

Феномен редактора

На протяжении многих лет мой каждый рабочий день начинался в кабинете редактора «Северного рабочего» Василия Петровича Соснина. Он приходил очень рано, в 6.30, а то и в шесть утра. Снимал потную футболку (поскольку шёл спортивным шагом), облачался в свежую сорочку и только потом садился за рабочий стол.

Меня всегда встречал фирменной улыбкой и рукопожатием: «Как дела?» Мы начинали с обзора свежего номера газеты, листая его страницы, затем обсуждали материалы, которые пойдут в следующие выпуски, не чурались политических и житейских тем.
К журналистам Василий Петрович относился не как к подчинённым, а как к близким людям. Правда, если кто-то проштрафился, редактор умело снимал с него стружку и тем самым заставлял человека какое-то время ходить с поникшей головой. Во время «сеанса воспитания» лицо Соснина становилось строгим, голос - почти левитановским, но стоило бедолаге выйти из кабинета, лицо редактора принимало прежний облик.

В конце семидесятых годов прошлого столетия вместе с Василием Петровичем мы побывали в командировке в Перми. Там одна из местных газет первой в стране наловчилась работать с компьютером. Заметьте, не центральная газета, не московская, а многотиражка из провинции! Удивлённые и заинтересованные этим феноменом, мы и приехали, чтобы убедиться в нём. Убедились, узнали все секреты. А я к тому же увидел, что пожилой, на мой взгляд, человек (Соснину на ту пору было чуть за пятьдесят) интересуется новинками и готов их применять. Закончилась командировка неожиданно: Соснин предложил мне перейти на работу в «Северный рабочий». В Северодвинске я отклонил это предложение, но, послушав восторженный рассказ Соснина о своей газете (а он прозвучал на встрече с редакторами пермских газет), согласился.

Последующие годы в «Северном рабочем» - одни из лучших в моей жизни. Соснин собрал коллектив, в котором было интересно находиться, работать и при этом творчески расти. Молодые журналисты тех лет, к примеру Ольга Овчинникова, Анна Фактурова-Данилова, довольно быстро осваивались в профессии и становились вровень со «звёздами» - Инессой Крыловой, Германом Барболиным, Анной Сьяновой, Раисой Евглевской, Борисом Линшицем... Вот в этом и состоял секрет успеха Соснина и его газеты. Он, как опытный тренер, сумел собрать сильную сборную журналистов. Потому «Северный рабочий» был почитаем в профессиональной среде, был единственным в России городским шестиразовым изданием с заоблачным по тем временам тиражом - свыше шестидесяти тысяч экземпляров!

Во главе этого успеха стоял очень скромный человек с застенчивой улыбкой. Он создал этот феномен, потому что любил и знал профессию, своих журналистов, читателей, людей.

Царство Небесное, Василий Петрович, мы будем помнить вас всегда!

Вячеслав БЕЛОУСОВ, глава издательского дома «Северная неделя», ответственный секретарь «Северного рабочего» с 1980 по 1989 год

Птенцы гнезда Петровича

3 сентября 1985 года пленум горкома КПСС утвердил меня редактором городской газеты «Северный рабочий». Василий Петрович Соснин, как только ему исполнилось 58 лет, спокойно и буднично написал заявление на пенсию.  Становиться редактором после Соснина было и почётно, и страшновато. И даже больше второе. Потому что при нём «Северный рабочий» взлетел высоко – газету знали на российском уровне, она считалась одной из лучших в стране среди городских газет, побеждала на республиканских конкурсах, была участником ВДНХ. Но самое главное – пользовалась большой любовью у северодвинцев. Её выписывала почти каждая семья, тираж превышал 60 тысяч экземпляров. Люди шли в редакцию, как в последнюю инстанцию. И газета впрямь становилась для многих этой инстанцией, помогая тем, кто не смог достучаться в другие двери. Вот такую атмосферу доверия, которая во многом сложилась благодаря именно Василию Петровичу, и важно было сберечь.

Соснин был мудрым редактором, редактором от Бога. Примечательно, например, как он шаг за шагом выстраивал взаимоотношения с городским руководством. Надо сказать, что в то время так называемых независимых изданий не было – все были органами партийных комитетов. И многие из парткомов держали свои газеты, можно сказать, в ежовых рукавицах: доходило до того, что журналистов заставляли ещё до публикации носить свои материалы для проверки в горкомы или райкомы, – нет ли какой крамолы. У нас в городе такое было исключено. И всё это благодаря Соснину. 
Захожу, бывало, к нему в кабинет, а он показывает статью, опубликованную в «Журналисте», - о том, как N-ский горком руководит своей газетой.

- Правильная публикация, не должно быть мелочной опеки, - говорит Василий Петрович, отчёркивая красным карандашом целые абзацы. – Завтра покажу Громогласову, пусть почитает…

Таких статеек – о том, как надо относиться к своему печатному органу, - Соснин перетаскал первому секретарю горкома КПСС великое множество. Войдёт вразвалочку, лицо такое простецкое – вроде бы никакой задней мысли. Ненавязчиво подсунет журнальчик – почитайте, интересно. И пришедший в горком с производства и поначалу далёкий от дел прессы Анатолий Иванович Громогласов потихоньку-полегоньку, незаметно для себя, прошёл школу соснинского воспитания и проникся к профессии газетчика великим почтением. 

Мы это чувствовали. Утро первого секретаря начиналось с «Северного рабочего». И уже в девять часов у редактора раздавался звонок:
- Очень хорошую статью опубликовали, передайте спасибо автору, - звучал в трубке глуховатый голос первого.
Если же замечал в газете неточности, ошибки, говорил об этом, словно извиняясь, и обязательно просил редактора: вы уж там помягче, журналиста сильно не ругайте, со всяким бывает…

Соснин и сам своих журналистов берёг, в обиду не давал. Когда кто-то из городских руководителей выражал недовольство критикой (а такое нередко бывало), отстаивал и защищал, как птенцов наседка. (Кстати, газету, которую в нескольких экземплярах выпустили  к его 55-летнему юбилею, мы так и назвали – «Птенцы гнезда Петровича».)  

О каждом из «птенцов» - сотрудников редакции той поры можно было бы написать книгу. Анна Сьянова, Герман Барболин, Вячеслав Белоусов, Инна Крылова, Борис Линшиц, Раиса Евглевская, Олег Химаныч, Ольга Овчинникова, Анна Данилова, Валентин Капустин… Таких журналистов, уверен, считала бы за честь иметь в своём штате любая газета. Слово «птенцы» к этим людям можно было применить только в том смысле, что в судьбе каждого сыграл роль Василий Петрович. Каждый, прошедший школу Соснина, был личностью. 

Андрей МАСЛЕННИКОВ, редактор «Северного рабочего» в 1985-87 годах



Василий Соснин (слева) и Григорий Просянкин, легендарный директор «Звёздочки» и Севмаша

Нам повезло с Редактором

По улице моей который год
Звучат шаги,
Мои друзья уходят...

Василий Петрович был нашим учителем, наставником, другом…
В 70-е в закрытом городе ковалась важнейшая часть ядерной триады. Атомный подводный флот, создаваемый в Северодвинске, по словам генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Сергея Никитича Ковалёва, позволил СССР держать паритет с США в годы холодной войны. Темы-табу для «Северного рабочего».

Редактор говорил нам: пишите о людях, их взаимоотношениях,  об их жизни, семьях, чувствах - вечные темы. Очерки Германа Барболина, Инны Крыловой на эти темы сохранили свою актуальность через десятилетия. Но мы не просто сдавали в секретариат свои бесконечные строки. Журналисты  организовывали социальную, общественную жизнь города: первомайские эстафеты, конкурсы на лучший двор, балкон-цветник, лучшего мастера в службе быта, торговле… В те  годы в редакцию шли как в церковь со своими переживаниями, жалобами. Газета помогала  разобраться в сложных случаях, публиковались критические материалы. После них у авторов случались неприятности. Вызывали на ковёр в горком партии, горисполком; бывало, создавались комиссии по проверке фактов, изложенных в публикации. Но мы чувствовали себя смелыми, потому что стояли за спиной редактора. Он брал на себя удары, находил убедительные слова, резоны, к которым прислушивалась власть. А нам говорил: «Они функционеры, а вы - Журналисты! Вы служите читателям. Только пишите правду». Мы старались. 
Читатель, похоже, понимал позицию газеты. Её тиражи росли из года в год. Она стала заметной не только в Архангельской области, но и в России. 

Редактор Василий Соснин создавал честную профессиональную журналистику. На традициях «Северного рабочего» выросло новое поколение профессионалов: Елена Никитина, Наталья Трофимова, Екатерина Мишина, Екатерина Курзенёва, Владимир Тикус - список длинный. Жаль, что они не пришлись ко двору при новой власти.  
А нам сильно повезло работать вместе с Василием Петровичем - учителем, наставником, другом. 

Раиса ЕВГЛЕВСКАЯ, «Северный рабочий» - 1971- 2009 годы, г. Липецк, но душой всегда в Северодвинске

Дорогой мой человек

Мои родители были увлечёнными педагогами. И я считала, что мне предназначен прямой путь в класс. После окончания пединститута удалось получить работу в северодвинской школе. Но вскоре поняла: это совсем не моё. Нет увлечения, радости. Работа как повинность. И по истечении учебного года я ушла из школы.

Но куда приткнуться? Ничего не тянет, не привлекает. И уже чуть ли не депрессия: мол, жизнь не удалась. От нечего делать написала в «Северный рабочий» заметульку о каком-то школьном мероприятии. Пришла, стесняясь, в редакцию. Василий Петрович прочитал и неожиданно для меня одобрил, сказал: «Опубликуем. Пишите ещё». Едва дождалась возвращения мужа с работы и прямо у двери выпалила: «Меня опубликуют!»

Это было в 1959 году. С той поры и началась моя работа в редакции. Сначала внештатным корреспондентом, потом в штате. Не всё, конечно, получалось. Василий Петрович искал наиболее приемлемое для меня. Дал возможность поработать в разных отделах: благоустройства, культуры, медицины… Так и нашлось самое интересное и желанное – отдел писем. Великое разнообразие встреч, историй, судеб… Широкая возможность общаться, узнавать людей, помогать им…

И вот как-то выхожу на остановке из автобуса. Глядь – сосредоточенно шагает мимо с двумя палками «скандинавский ходок» Соснин. И откуда только взялась прыть у меня, 82-летней! Подскочила, обняла: «Василий Петрович, дорогой!» Так и остался он для меня дорогим. Человеком, определившим мою судьбу. 

Инна КРЫЛОВА

Наставник и друг

Утром 23 ноября я молилась о здравии Василия Петровича. Вечером от Раисы Евглевской узнала о его кончине. Немного придя в себя от горького известия, мы созвонились снова и вспоминали, вспоминали…

Для меня, как и для многих моих коллег, путь к профессии, обретению опыта проходил под началом Василия Петровича Соснина. Лично я тогда жила в постоянных сомнениях: то ли делаю, так ли пишу. Видя это, редактор, бывало, скажет: «Мы самоеды, себя грызущие. Вам наши беды - утехи сущие». И спокойно добавит: «Верь в себя». Судя по всему, он верил в потенциал каждого из нас.

Вспоминаю такой случай. Было лето. Василий Петрович получил горящую путёвку в санаторий. Но вот незадача: замредактора в отъезде, часть сотрудников в отпусках. В редакции нас трое: я, Раиса, Герман Барболин. Тогда я работала завотделом. Звонок редактора: «Аня, зайди». Захожу в кабинет и слышу: «Уезжаю лечиться, за редактора оставляю тебя». Пытаюсь возразить: какой  из меня редактор?!
- Ну вот  что, - был ответ, - уговаривать не собираюсь, ознакомься с приказом.

Через несколько минут Василий Петрович зашёл ко мне в кабинет. Сел напротив, помолчал. Потом сказал вот о чём: всю жизнь старался создать такой коллектив, который в отсутствие редактора делал бы газету не хуже, чем при редакторе. И добавил: «Теперь у нас есть такой коллектив».

Уж не знаю, какую газету мы тогда втроём выпускали, но старались очень. А то, что Соснин в пору расцвета профессиональной деятельности свою мечту претворил в жизнь, - это бесспорный факт. Именно в бытность редакторства Василия Петровича наш коллектив выпускал газету, отвечающую интересам города и горожан. Отсюда и её огромная популярность: каждая северодвинская семья выписывала и читала «Северный рабочий». 

Я благодарна судьбе за то, что 22 года из 40-летней журналистской практики жила в Северодвинске, работала в городской газете, что моим наставником в профессии, да и по жизни, был мудрый руководитель, добрейшей души человек Василий Петрович Соснин.

Светлая память о нём всегда будет жить в моей душе.

Анна СЬЯНОВА, журналист «Северного рабочего» (1967-88 годы), г. Липецк




Страницы газеты и «Лесные странички»

Кто из нас, работавших в северодвинских газетах ещё советской поры, не мечтал попасть в штат «Северного рабочего»! К Соснину. Это как особое отличие, признание коллег, благодаря творчеству которых газета была людям интересна. И набирала немыслимые по нынешним временам тиражи, отмечалась престижными всероссийскими наградами.

…Свою дипломную работу в университете я писал по творчеству Василия Пескова. Выбор не был случайным. В те годы читательский интерес к своему изданию «Комсомольская правда» поддерживала и благодаря авторской журналистике. Свежий номер молодёжки начинал листать с полосы под рубрикой «Окно в природу». Очерки Василия Михайловича Пескова за тонкими наблюдениями из жизни животных, природных явлений открывали не менее важные эволюции человеческих поступков.
Подобные сравнения приходили за чтением сборника заметок натуралиста Василия Петровича Соснина. Собственно, книжка под названием «Лесные странички» собиралась из газетных публикаций. А автор - журналист, удостоенный знака Клуба главных редакторов России «За заслуги перед прессой».

Василий Петрович оставил редакторский пост, как нам казалось, несвоевременно, с нерастраченными творческими силами. Ушёл, чтобы встать на тропу в родных с детства местах под Емецком, где промышлял охотой ещё его отец. Спроси тех, кто зачитывался «Лесными страничками» Василия Соснина, - такой выбор легендарного редактора, скорее всего, получил бы одобрение. В редкие встречи, когда в межсезонье Василий Петрович выбирался из деревни в городскую квартиру и приходил в нашу редакцию на чаепитие, разговоры так или иначе крутились вокруг газетных новостей. По сути, он всегда оставался в журналистике.

Василий РАШЕВ

Про девчонку с медалью, которая нашла отца


Наша семья одно время жила с семьёй Сосниных в одном доме. В советские времена в Северодвинске люди были ближе, и знакомство по дому порой перерастало в добрые приятельские отношения.

Как-то прихожу домой, а у мамы в руках газета «Северный рабочий». Почитай-ка, говорит, как Василий Петрович про Анну Васильевну написал. Она была учительницей, как и моя мама. Жили в одном подъезде. История, о которой написал, была очень трогательная, относящая нас к военному времени. Запомнила заголовок «Носила медаль девчонка». То была медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». В Лешуконском районе было всего трое школьников, отмеченных такой наградой.

И ещё один факт, мимо которого трудно было пройти журналисту Соснину. Анна Васильевна дошла до министра обороны Гречко и разыскала могилу своего отца, Василия Ефимовича Бачева, погибшего в 1945 году за освобождение Польши. Ему было 33 года, осталось четверо детей. И даже сумела дважды побывать на его могиле. «Храним эту вырезку из газеты, - рассказывала мне по телефону дочь героини публикации Татьяна Федькушова. - А с Василием Петровичем у нас были добрые отношения. Память о нём в нашей семье сохранится»…

Ольга ОВЧИННИКОВА


Фото Валентина Капустина, ветерана «Северного рабочего»
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.