Компания «Роснефть» приступила к масштабным исследованиям животных в Арктике

50513
6 минут
Компания «Роснефть» приступила к масштабным исследованиям животных в Арктике
Масштабные исследования популяций белого медведя, атлантического моржа, дикого северного оленя и белой чайки начинаются в российской Арктике в рамках соглашения, заключённого компанией «Роснефть» и Министерством природы России. Программа оценки устойчивости арктических экосистем рассчитана на период до 2023 года, впереди восемь экспедиций в море Лаптевых, Баренцевом и Карском морях. Общая продолжительность полевых наблюдений — более 200 суток.

И учёные, и чиновники называют предстоящие исследования уникальными, таких масштабных работ по изучению ключевых видов арктических животных ранее не проводилось. Участникам проекта будут доступны самые современные технологии. Запланировано проведение более 170 часов авиационных исследований, в том числе при помощи беспилотных летательных аппаратов. Аэросъемка будет проведена на площади более 500 тысяч квадратных километров. Эксперты намерены провести мечение и кольцевание более 100 животных и птиц, отобрать более 1000 биологических образцов для последующего лабораторного анализа, который будет проводиться в десяти лабораториях страны.

- Одна из задач федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» - сохранение биоразнообразия тех видов животных Арктической зоны, которые находятся под угрозой. Финансирование мероприятий из средств федерального бюджета не было предусмотрено, в связи с этим была разработана инициатива «Бизнес и биоразнообразие», которая помогла нам объединить усилия коммерческих и неправительственных организаций, привлечь внебюджетное финансирование. При министерстве природных ресурсов создана рабочая группа по вопросам предпринимательства и биоразнообразия, куда вошли 25 коммерческих компаний, и с некоторыми из них Минприроды уже заключило соглашения о взаимодействии. Одно из них - с компанией «Роснефть». По итогам работ будут подготовлены рекомендации, которые усовершенствуют мониторинг ключевых видов животных Арктической зоны, разработаны будут практические решения по охране и резюмирующая оценка состояния устойчивости арктических экосистем, - сообщила журналистам представитель Министерства природы Людмила Поплавская во время презентации проекта.

В экспедициях примут участие ведущие учёные из крупнейших российских исследовательских центров: Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, Арктического и антарктического научно-исследовательского института и Сибирского федерального университета. Эта программа стала продолжением масштабных исследований белых медведей, моржей и северных оленей, выполненных компанией «Роснефть» в 2014-2018 годах.

Почему специалисты считают необходимым изучать именно эти виды арктических животных? Всё просто. Белый медведь находится на вершине трофической цепи — пищевой цепочки — а значит, он является индикатором состояния всей экосистемы. Морж — это животное, которое особо чувствительно к загрязнению и вообще к воздействию, которое приносится хозяйственной деятельностью человека в Арктику. Поэтому учёные считают необходимым изучать изменения поведения моржа и по пробам отслеживать изменения, возможное накопление в тканях загрязняющих веществ. Дикий северный олень играет огромную роль в жизни коренных малочисленных народов севера, это исследование имеет огромное прикладное значение для всех народов, которые проживают на севере Красноярского края. В двухтысячные годы численность популяции северных оленей достигала миллиона особей, сегодня по разным оценкам она снизилась до 450-480, это, естественно,  настораживает исследователей, необходимо понять причины происходящего, сделать всё для сохранения этого вида. Белая чайка - это птичий аналог белого медведя, это такой же высокоуязвимый вид по отношению к потеплению и антропогенной деятельности, она также занимает высшие позиции в трофических сетях, её благополучие напрямую зависит от состояния ледовых мест обитания. Так что, наблюдая за белой чайкой, учёные смогут судить о состоянии экосистемы в целом.

Исследователям предстоит изучить численность ключевых видов животных Арктической зоны, выделить места обитания, изучить кормовую базу животных, их среду обитания. Это позволит в дальнейшем выделить приоритетные районы, важные для сохранения популяции, выработать меры их охраны. Предполагая, какие действия человека в Арктике будут развиваться в ближайшие годы, учёные смогут рекомендовать определённые меры по сокращению, минимизации воздействия человеческой деятельности на ареал обитания ключевых видов животных арктической зоны, убеждён кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Илья Мордвинцев.

Илья Мордвинцев - заместитель руководителя проекта по исследованию белого медведя. Именно ему во время презентации пришлось отвечать на вопрос журналистов о том, как белые медведи реагируют на ошейники, которые на них надевают учёные. Спутниковые ошейники (вес ошейника — 400 граммов) используются уже более 30 лет, 10-летний опыт наблюдений самого Игоря Мордвинцева говорит о том, что неудобства животные ощущают только в первые часы. В основном все передающие устройства сбрасывались в тот момент, когда животное переплывало значительное расстояние и шерсть его намокала, или в период сезонных изменений в состоянии животного, когда происходит сокращение жирового слоя в шейном и в головном отделе. А ещё, по словам учёного, порой медвежата влияют на работу устройств, проявляя большой интерес к ошейнику медведицы.

В этом году в рамках проекта по сохранению биоразнообразия ключевых животных Арктической зоны учёные проведут три экспедиции. Планируется, что начнутся они в конце июля - в августе. И к середине сентября уже завершатся, поскольку экспедиционный полевой период в Арктике недолог.

Ранее серьёзные исследования животного мира Арктики проводились в прошлом веке, с тех пор многое изменилось, и данные требуют актуализации. Теперь благодаря объединению усилий Минприроды и компании «Роснефть» учёные смогут значительно пополнить массив данных и оценить влияние различных факторов на животных Арктической зоны. Все результаты будут обнародованы и доступны научной общественности — опубликованы как в отдельных изданиях, так и в изданиях, которые компания «Роснефть» публикует традиционно в рамках кампании, в том числе в экологических атласах.

Справка

«Роснефть» ведёт изучение Арктики с 2012 года. При участии специалистов ООО «Арктический научный центр» компания организовала и провела более 20 комплексных научно-исследовательских экспедиций.

Особое внимание в программе исследований этих экспедиций уделялось комплексному изучению ледовой обстановки, в том числе физико-механических свойств ровного льда, торосов, айсбергов и продуцирующих ледников. Отрабатывались элементы системы управления ледовой обстановкой, такие как буксировка айсбергов с помощью каната и специальной сети. Отдельный комплекс задач связан с обнаружением айсбергов при различных погодных условиях техническими средствами, в том числе беспилотными летательными аппаратами.

В исследованиях приняли участие ведущие российские и мировые научные и проектные организации. Кроме того, специалисты «Роснефти» практически полностью восстановили систему метеонаблюдений в Арктике.

В ходе арктической научно-исследовательской экспедиции «Кара-Лето-2017» впервые в российской Арктике был отбуксирован айсберг весом 1,1 млн тонн в условиях ледового поля. Экспедиционные работы выполнялись в акваториях Баренцева и Карского морей.

«Роснефть» - пионер освоения российского шельфа. Компания владеет 55 лицензиями на участки в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей России. Ресурсы углеводородов по этим участкам оцениваются в 41,5 млрд тонн нефтяного эквивалента.

Партнёрский материал