Финская линия русского генерала

37602
7 минут
Финская линия русского генерала На втором этапе Советско-финляндской войны в Красной армии были сформированы специальные лыжные подразделения. Фото из архива Олега Химаныча
Её Красная армия взломала со второй попытки в феврале 1940 года.

Поначалу советской стороной, обладавшей несоизмеримо большим военным потенциалом, в советско-финском конфликте планировался блицкриг, но уже вначале выявились промахи в организации управления и снабжения советских войск, плохая подготовка командного состава, отсутствие навыков ведения войны зимой. И тогда Красная армия, образно говоря, завязла в снегах Финляндии. Самым же главным препятствием к продвижению наших войск, по мнению большинства историков, стала так называемая оборонительная линия Маннергейма. Своё название она получила по фамилии бывшего офицера русской армии Карла Густава Маннергейма, который после революции эмигрировал в Финляндию и со временем стал главнокомандующим войск этой страны. Впрочем, сегодня есть убеждённые сторонники того, что оборонительные способности этой фортификационной системы значительно преувеличивались пропагандой с обеих сторон…

Всё-таки не Мажино

Ещё задолго до начала военных действий командующий финской армией правильно предвидел направление главного удара советских войск в случае вооружённого конфликта, а потому предложил задержать противника на эшелонированных позициях севернее Ладожского озера как можно на более длительное время. Такие меры, по замыслу Маннергейма, могли бы гарантировать стабилизацию фронта на Карельском перешейке и активное сдерживание на северном участке границы для того, чтобы дождаться помощи от Запада и перейти в контрнаступление. В этом заключалось главное предназначение линии Маннергейма. Однако, по оценке ряда авторов и, в частности, российского историка А.В. Исаева (автор книги «Десять мифов Второй мировой»), в действительности она была далека от лучших образцов европейской фортификации. Так что же представляла линия Маннергейма?
Общая протяжённость её оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой составляла порядка 132-135 километров. И создавать их финны начали не в преддверии войны с нами, а гораздо раньше – ещё в 20-х. Если быть точным, ими была создана не одна, а три линии обороны: ближайшая к границе называлась главной,  перед ней – промежуточная, а вблизи Выборга – задняя. Основой всех являлся рельеф местности: крупные лесные массивы, десятки средних и малых озёр, рек, болот, изобилие каменистых гряд и валунов крупных размеров. При рациональном размещении узлов сопротивления и огневых позиций он позволял относительно малыми силами организовать эффективную оборону.

Главная полоса состояла из вытянутой в линию системы узлов обороны, куда входило несколько деревоземляных полевых укреплений и долговременных каменно-бетонных сооружений, а также противотанковые и противопехотные заслоны. Узлы обороны, кстати, распределялись крайне неравномерно – промежутки между ними составляли от шести до восьми километров. Каждый такой узел оборонялся одним или двумя стрелковыми батальонами, иногда усиленными артиллерией.

Батальоны имели от четырёх до шести опорных пунктов из трёх-пяти огневых точек преимущественно пулемётных, реже - артиллерийских. Финны успели возвести вдоль главной полосы обороны около 136 километров противотанковых препятствий и около 330 километров проволочных заграждений. К слову, противотанковые надолбы с целью экономии средств делались из низкокачественного бетона, который, как впоследствии выяснилось, легко крошился под огнём советских пушек и танков. Подавляющее большинство долговременных сооружений финнов всё же были одноэтажными, частично заглублёнными железобетонными постройками в виде бункера, разделённого на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями. Сооружений с тем, что можно назвать этажами, мало. То есть, на взгляд А.В. Исаева и его единомышленников, линия Маннергейма являлась гораздо слабее укреплений той же линии Мажино с многоэтажными капонирами, собственными электростанциями, кухнями, комнатами отдыха и всеми удобствами, с подземными галереями и даже подземными узкоколейками. Фактически линия Маннергейма состояла в основном из полевых укреплений на сложной пересечённой местности…

К тому же для сравнения: численность финских войск на Карельском перешейке в ноябре 1939-го составляла 130 тысяч человек, 360 орудий и миномётов и 25 танков. Конкретно на линии Маннергейма было 150 пулемётных бункеров, восемь артиллерийских бункеров, девять командных бункеров и 41 убежище. Количество бетона, потраченное на всю 135-километровую линию Маннергейма, оказалось меньшим, чем ушедшее на здание Финской национальной оперы в Хельсинки. Советское же командование к первому этапу войны располагало 400 000 бойцами, 1 500 орудиями, 1000 танками и 700 самолётами. Но с первой попытки преодолеть линию Маннергейма не удалось…


Колонна советских танков Т-28, брошенных на штурм линии Маннергейма. Фото из архива Олега Химаныча

На втором этапе

Начало второго этапа конфликта относят к февралю 1940 года. До этого два месяца шло усиление наших войск - их численность была доведена до 760,5 тысячи человек, шло переформирование частей и соединений,  создавались спецподразделения лыжников, изучались способы преодоления минных полей и заграждений. Для отработки действий на местности был приспособлен бывший финский учебный полигон в Бобочине (Каменка). Для штурма именно линии Маннергейма даже сформировали отдельный Северо-Западный фронт с группами «артиллерии разрушения». Командующий этим фронтом утвердил специальную инструкцию, которая предполагала обязательное проведение основательной артподготовки не по площадям, а по конкретным целям. Запрещалось бросать в наступление пехоту до того, как будут разрушены ДОТы на переднем крае противника. Для блокировки и уничтожения ДОТов предписывалось создание трёх штурмовых групп на стрелковый батальон. В состав каждой включались стрелковый и пулемётный взводы, два-три танка, одно или два 45-миллиметровых орудия, до взвода сапёров, два-три химика. Сапёрам надлежало иметь по 150-200 кг взрывчатки на каждый ДОТ, а также миноискатели, ножницы для резки проволоки.

Подтянув подкрепления, советские войска возобновили наступление на Карельском перешейке по всему фронту. Удар пяти советских дивизий поначалу не принёс успеха. И только к 11 февраля после десятидневной (!) артподготовки (на укрепления финнов обрушивалось по 12 тысяч снарядов в сутки) началось новое наступление. Основные силы были на Карельском перешейке. Им помогали корабли Балтфлота и созданной осенью 1939 года Ладожской флотилии. Успешным действиям способствовал длительный обстрел артиллерией. Свою роль сыграли и опытные образцы танка КВ, которые значительно разрушили боевые позиции и заграждения знаменитого Суммского узла сопротивления, хотя затем и застряли среди противотанковых заграждений…

Финны понесли огромные потери, и советские войска наконец-то прорвали первую полосу обороны. В этот прорыв и двинулись танковые соединения.

К исходу 13 февраля 123-я стрелковая дивизия с приданными ей танками прорвала главную оборонительную полосу на всю её глубину. На следующий день командование фронта ввело в бой дополнительные силы, и 84-я стрелковая дивизия ударила в направлении Лейпясуо, а выход в тыл финских позиций седьмой дивизии приковал к себе значительную часть противника…
Части финской армии отступили, поскольку создавалась угроза окружения.

К 21 февраля советские войска вышли к главным полосам обороны финнов на суше, а береговые отряды советских моряков уже начали захват некоторых островов. Финны ожесточённо сопротивлялись, но уже сознавали невозможность остановить наступление. 13 марта 1940 года советские войска вошли в Выборг. Финское правительство поняло, что, не получая большой военной помощи извне, страна обречена, возникла реальная угроза полного захвата страны, за которым последовало бы либо присоединение к СССР, либо смена правительства на просоветское. Война завершилась подписанием в Москве мирного договора 13 марта 1940 года…

Зима ни при чём

Впоследствии Густав Маннергейм писал: «Русские ещё во время войны пустили в ход миф о линии, утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида, которые никакая армия никогда не прорывала. Всё это чушь… Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи… Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений».

Добавим, что ряд историков и сегодня объясняет неудачу советских войск на первом этапе погодными условиями, и в частности сильными морозами (до - 40 °C), а также глубоким снегом - до двух метров. Однако данные метеонаблюдений опровергают это: до 20 декабря 1939 года на Карельском перешейке температура колебалась от +1 до -23,4 °C. Далее до Нового года температура не опускалась ниже -23 °C. Морозы до -40 °C начались во второй половине января, когда на фронте было затишье. Причём мешали они не только нам, но и финнам, о чём, к слову, также писал Маннергейм.

Между прочим, и Анастас Микоян впоследствии написал: «Сталин - умный, способный человек - в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы «вдруг» обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу».


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.