Чёрно-белая война Владислава Микоши

18101
7 минут
Чёрно-белая война Владислава Микоши Владислав Микоша (третий слева) в Архангельске, гостиница «Интурист», 1942 год
В его творчестве отражено многое из нашей истории. Остался ли в нём след об Архангельске и Молотовске?

Владислав Владиславович Микоша – известный советский кинохудожник и документалист. Он из того же роду-племени, что и Роман Кармен, Марк Трояновский, Владимир Сущинский – знаменитые наши фронтовые кинорежиссёры и операторы.

Признаться, о Микоше впервые услышал я как об одном из пионеров советской цветной фотографии. Однако эта страница творчества уже из его послевоенной жизни. Немногим позднее узнал я, что Великую Отечественную он прошёл как один из авторов чёрно-белых кинодокументов…

На Севере дальнем

В целом военной кинохроники, снятой на нашем Севере, очень мало, берусь утверждать - катастрофически мало. Смотришь сегодня фильмы о Великой Отечественной в Арктике, Северной Атлантике и на протяжённейшем Карельском фронте и отмечаешь множество документальных кадров, взятых из хроники других фронтов и морей. Не от хорошей жизни такие заимствования - просто нет материала на заявленный авторами метраж картин. В том убедился, работая в архивах Госфильмофонда СССР.

И в нашем художественном кинематографе война на Севере тоже отражена слабенько. Пожалуй, единственная картина, которой безоговорочно веришь, – «Торпедоносцы» Семёна Арановича, хотя и там чувствуется, как мучились авторы, пытаясь подобрать хронику под художественную канву на экране. Видимо, киношники после июня 1941-го оказались у страны в дефиците – не хватало на все места, где полыхали битвы. И всё же… В своё время я пытался выяснить имена тех, кто снимал тогда на нашем мурманском и архангельском Севере. Сначала нашёл четверых. Их имена в титрах основного документального фильма о Великой Отечественной на Севере – «Шестьдесят девятая параллель» (1942): Фёдор Овсянников, Григорий Донец, Михаил Ошурков и Сергей Урусевский. Да-да, тот самый Урусевский, что позднее вошёл в историю мирового кинематографа одним из создателей картины «Летят журавли»… В ту же пору снимал в наших краях ещё и Борис Маневич, но какие его кадры затем легли в хранилище Госфильмофонда, мне, к сожалению, неведомо. И вот с опозданием выяснил звучное имя - Владислав Микоша. Это его в группе военных (третьим слева) запечатлел фотограф на снимке 1942 года у входа в архангельскую гостиницу «Интурист»…

От Волги до Двины

Владислав Микоша родился в Саратове, в юности работал киномехаником, тогда и увлёкся кино. В 1927 году поступал в ленинградскую мореходку, но внезапно заболел и не прошёл медкомиссию. Он вернулся в Саратов, стал активно сотрудничать с газетами и студией «Союзкинохроника» как корреспондент и фоторепортёр, ­в 1929-м поступил во ВГИК и в 1934-м его окончил. До войны Микоша много снимал, в том числе разрушение храма Христа Спасителя, открытие ВДНХ, спасение челюскинцев, авиаперелёт Валерия Чкалова и Михаила Громова в Америку…

В войну он фронтовой оператор, специальный корреспондент газеты «Правда». В этом ранге и прибыл в Архангельск  осенью 1942 года. Обычно среди военных картин Микоши называют его работы о сражениях под Одессой и Севастополем («Черноморцы», 1942, и «Битва за Севастополь», 1944). Об Архангельске почти не упоминают, но в своих воспоминаниях Владислав Владиславович пишет: «В ожидании каравана в Англию мы решили снять небольшой фильм «Архангельск 1942 года». Мы снимали приход и разгрузку судов в порту, вели репортажи-наблюдения на улицах и набережных… В ожидании большого каравана на Запад мы помогали местным кинохроникёрам в съёмках фильма «Шестьдесят девятая параллель»…

Как удалось выяснить, киногруппа, куда входил Микоша, пыталась вести съёмку и во время перехода из Архангельска в Англию, а затем, уже в ноябре 1942 года, разгрузки в порту Лондона советских пароходов «Тбилиси» и «Комилес». Упоминание Владиславом Микошей этих советских пароходов впоследствии и позволило мне установить, что из Архангельска в Англию шёл он в конвое QP-15. Об этом караване известно, что плавание проходило в тяжелейших условиях (тогда же от ударов стихии погиб эсминец «Сокрушительный»). В хронике читаем: «Шторм бушевал более недели. С одной стороны, это создало огромные трудности в кораблевождении, с другой – спасло конвой от нападений противника…»

Здесь добавим – вместе с Владиславом Микошей снимали ту «английскую» хронику ещё два советских оператора – Николай Лыткин и Рувим Халушаков. Поэтому не исключено, что и они побывали в Архангельске осенью 1942-го и уже отсюда на одном из судов конвоя QP-15 добрались до британских берегов.

В Госфильмофонде

Возможность отсмотреть хронику Великой Отечественной в ­Арктике и на Северном флоте у меня была, правда, очень ограниченная временем моего пребывания в архиве. Его сотрудникам, кстати, благодарен – они предоставили буквально всё, что оказалось на тот час под рукой. А искал я всё, что могло бы иметь отношение именно к Архангельску и Молотовску. Понятно, сложная задача, хотя бы потому, что за столько лет претерпел изменения даже ландшафт, не говоря уже о рукотворных объектах. И всё же для меня это были незабываемые шестнадцать часов просмотра.

Три кадра, что называется, зацепили меня более других… Первый: транспорты в порту под разгрузкой. Снят кадр панорамой, и по характерному плавному изгибу причальной линии с большой вероятностью можно предположить - это Бакарица… Во втором присутствовал уполномоченный ГКО Иван Дмитриевич Папанин: в окружении группы людей он шёл по причалу, заставленному массивными дощатыми ящиками, штабелями прочих грузов… Возможно, Молотовск? И третий кадр: похоже на осенний день, порт, выгрузка танков. Танки при этом легко узнаваемы – английские Мк III Valentine. Тут уж сразу память выдала известный эпизод выгрузки техники ленд-лиза, когда основательно замороженные в океане двигатели бронированных машин портовики отогревали прямо на причале паром пригнанных локомотивов из депо Исакогорки. Так, может, и запечатлена Бакарица? Не к этим ли картинам военного Архангельска причастны Владислав Микоша и его товарищи? 

Его регалии

За шестьдесят лет работы в кино Владислав Микоша как режиссёр и оператор работал на четырёх континентах планеты и снял более шестисот сюжетов. После возвращения из Англии он снимал войну на южных фронтах страны, был в Померании и Восточной Пруссии. И в дальнейшем он не раз бывал в так называемых горячих точках (наиболее известными считаются кадры, снятые им в Китае в период войны с Гоминьданом, 1950). Наконец, Микоша один из тех, кто запечатлел на киноплёнке исторический Парад Победы. Потрясает список тех, кого он впоследствии видел через окуляр кинокамеры: Иосиф Сталин, Мао Цзэдун, Джон Кеннеди, Джавахарлал Неру, Дуайт Эйзенхауэр, Гамаль Насер, Фидель Кастро, Иосиф Тито, Бернард Шоу, Юрий Гагарин, Анри Барбюс, Херлуф Бидструп, Ван Клиберн, Галина Уланова… Владислав Микоша - заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии и лауреат Госпремии СССР. Он же автор четырёх книг, в которых нашлось, хотя и весьма скромное, место строчкам об Архангельске военных лет. Мне, работавшему тогда режиссёром и сценаристом киностудии, виделся прекрасный повод дополнить книжное повествование маститого фронтового кинооператора об Архангельске 1942-го.

Шанс такой был. Будучи в столичной командировке, обратился к коллегам в Союзе кинематографистов, они дали телефон семьи Микоши. От них же с немалым удивлением узнал, что супруга Владислава Владиславовича -  Джемма Фирсова, актриса, кинорежиссёр, лауреат Ленинской и Государственной премий, в своё время восхитившая меня своими фильмами «Предупреждение об опасности» (1983) и «Покушение на будущее» (1985). Джемма Сергеевна оказалась радушным собеседником, и мы довольно долго разговаривали по телефону, обсуждая проблемы профессиональной и любительской кинодокументалистики. Вот только встретиться с ­Владиславом Микошей, к сожалению, не удалось – он был в отъезде.


«Кинематографическая семья»: кинооператор Владислав Микоша и его супруга - кинорежиссёр Джемма Фирсова


Фронтовой кинооператор Владислав Микоша




Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.