Был на Двине свой Порт-Ройял

62525
7 минут
Был на Двине свой Порт-Ройял Фёдор Васильевич Наянов. Фото из архива Олега Химаныча
Для многих Арктика начиналась с Краснофлотского рейда.

Всех корабельных рейдов Архангельска, где бросали якоря морские странники, наверное, и не перечислю: Городской, Соломбальский, Чижовский, на Фактории… А ещё и Краснофлотский – тот, что поименован по ближайшему острову. Вот ведь как: остров на Двине, и корабли на свой рейд принимал речные, а затем много лет отправлял их в моря дальней Арктики. И мне с детства помнится (это самый конец пятидесятых), как всякое лето близ Краснофлотского белела своими корпусами речная флотилия. А прежде чем исчезнуть, особенно подрастала она к августу…

Идея перегонять арктическими морями речные суда из европейской части России в Сибирь занимала русский ум ещё в XIX веке. Идею пытались воплотить, предпринимали несколько попыток, и это был подвиг на грани отчаяния, можно сказать, типично русский подвиг! И во время Великой Отечественной перегоны речников из Белого моря в устья Оби и Енисея хотя и не без потерь, но тоже удавались. Но чтобы они вошли в систему каждой навигации – на такое решились только в 1948-м. Страна ещё досыта хлеба не ела, и года не прошло, как отменили карточки, многие города лежали в разрухе, и заводы не поднялись из руин, уцелевший торговый флот, латаный-перелатаный, с изработанными котлами и машинами, копился в длиннющей очереди на ремонт, а в Архангельске собрали караван плоскодонных, мелкосидящих судов – аж 22 единицы. И повёл их в Арктику капитан III ранга Фёдор Васильевич Наянов.

Фёдор Наянов

Уроженец крестьянской Тамбовщины Фёдор Наянов в бедняцком детстве не помышлял о карьере моряка. Не было у него и возможности учиться – не окончил даже земскую школу, работал при почте. В Гражданскую воевал в Красной армии, был ранен. Позднее неожиданный поворот в судьбе – его призвали во флот, где он и пошёл по офицерской линии. На третий год Великой Отечественной войны Наянов уже был начальником отделения вспомогательных судов тыла и гаваней Балтийского флота.

Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Ленинграда». Из представления его к медали «За боевые заслуги»: «Лично руководил перевозками и неоднократно был начальником каравана, проявив при этом инициативу, смелость и знание дела…» Выходит, с проводкой кораблей Фёдору Васильевичу приходилось иметь дело уже тогда. И вот в послевоенной Арктике он уже организатор, начальник ежегодных речных караванов – небывалого явления в истории мореплавания!

В 1950-м Фёдора Васильевича Наянова и его главных сподвижников удостоили Сталинской премии. Указ о награждении называется «За выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы». Перечисляются в его тексте Наянов Фёдор Васильевич, начальник; Вакутин Александр Яковлевич, главный механик экспедиции; Демидов Фрол Парфеевич; Евдокимов Виктор Иванович, Сербаев Владимир Георгиевич, капитаны. Дальше цитирую: «...за организацию и осуществление массовой проводки речных судов арктическими морями». Это наяновское «изобретение коренного усовершенствования» с прибылью работало на страну более сорока лет! 

Однажды мне позвонила из Москвы родственница Наянова, кажется правнучка. Прочитав мой очерк «Пролив Вилькицкого. Перегон» в столичном журнале, она стала расспрашивать о своём родственнике, покорителе Арктики. Как выяснилось, о его северной эпопее девушка даже не слышала. Я же, пользуясь случаем, решил уточниться, спросил: где Фёдор Васильевич похоронен? Она ответила, мол, кремирован, но на каком из московских кладбищ его прах, ни родители, ни сама она не знают. И в семьях героев случаются сложные отношения с предками…

Перегон. Начало

«В Двине предстояло ждать, пока с Дуная подойдут остальные суда перегонного каравана. Стоянка была бездеятельная, монотонная…» - так пишет замечательный наш писатель Виктор Конецкий в «Архангельских рассказах», и там же, через несколько страниц: «Последний раз с Альфонсом мы встретились в Архангельске. Была северная осень. Я ожидал рейсового катера на пристани ­Краснофлотского рейда…»

Был Конецкий в ту пору молодым лейтенантом, уволенным с военного флота по «хрущёвскому сокращению», и потому несколько навигаций  подряжался штурманить на арктические перегоны. О том, собственно, и рассказал он в своей первой значительной повести – «Завтрашние заботы». Самого рейда Виктор Викторович в «Архангельских рассказах» не описывает, лишь упоминает, но что за публика обживала судёнышки, копившиеся у Краснофлотского, следует из его упомянутой выше повести.

Ещё более прямолинеен в этом смысле знаменитый мурманский капитан Георгий Осипович Кононович, тоже начинавший с арктических перегонов. Уж он-то предельно откровенно описывал кадровый состав самых первых экспедиций, разве что не называл Краснофлотский рейд двинским Порт-Ройялом – по аналогии со столицей пиратов Карибского моря. 

Год 1948-й: торговый флот разгромлен и пока не восстановлен. Его пополняли репарационными судами, но в большинстве это старые, изношенные пароходы. Ещё хуже  с моряками. На переходе в Арктике требовалась жёсткая дисциплина, а собранные с миру по нитке кадры у Наянова, как говорится, были ещё те – оторви и за борт выбрось!  Не все из старой моряцкой гвардии вернулись с фронтов, а многие из тех, кому повезло вернуться, прошли там такие круги ада, что и жизнь человеческую в копейку не ставили. Иные неустроенной судьбой и грубым нравом боцману Росомахе из повести Виктора Конецкого «Путь к причалу» могли дать фору…

Юрий Иванович Лодиков, ветеран первых перегонов, откровенничал:

- Большинство - вербованный люд, очень разный! Закон профессионального братства безотказно действовал только в море. На длительных стоянках совсем другое дело – быстро находился повод поцапаться. Вот мы, северяне, почему-то недолюбливали южан, и, уж если под боком береговая питейная, без жестоких драк редко обходилось. …

Но и дело своё морская братва знала! Не только до мыса Дежнева через льды и штормы вела она свои караваны, а огибала его, чтобы смело махнуть Тихим океаном на Камчатку и Сахалин. И это на речных-то корабликах!

Привычное дело

Более тысячи речных судов - сухогрузов и танкеров, самоходных барж и буксиров, пассажирских многопалубных теплоходов, катеров и вспомогательных плавсредств - проводил в советское время Краснофлотский рейд Архангельска в Арктику…

Однажды мне довелось встретить «наяновский караван» в проливе Вилькицкого. Густели сумерки, когда наш «Пионер Онеги» на встречном курсе разошёлся с ним. Зрелище, признаться, грандиозное! Атомный ледокол «Россия», дизельный «Капитан Сорокин» - они впереди всех, у них богатырский шаг. С марсовых и прожекторных площадок в лиловую воду упирались концентрированные лучи света. Зажжённые лампами тысячеваттных мощностей, они вонзались в сумрак и, прежде чем увязнуть в нём, рассекали пространство на километры. Лёд сильно разрежен, и не было надобности таранить его форштевнями. Флагманы лишь выбирали среди дрейфующих льдин наиболее широкие коридоры чистой воды. По ним и вели своих подопечных.  Иллюминаторы ледокольных надстроек будто окна многоэтажных домов. Ещё один ледокол – «Мудьюг», тоже «многоэтажка», работал чуть дальше и будто бы в стороне от основного строя. И целая стая спасательных буксиров, что у них на подхвате! С чем сравнить?  С городом, полным живых огней, который шествует по студёным волнам, оставляя по правому борту мыс Челюскина…

Перебираю и разглядываю увядшие от времени архивные снимки: стоянка на рейде Варнека – это юг Вайгача; передача барж-самоходок у Ольгинского мыса – это устье Енисея; ледокол «Микоян» торит путь во льдах для крохотных петрозаводских сейнеров – это устье Колымы. А вот редкий кадр: чистое ото льда Карское море, буксиры «Балтийск» и «Клайпеда» в голове кильватерных колонн… Эти «Балтийск», и «Клайпеду» встречал я и в 90-х, но уже на стоянке в Соломбале… Экспедиция, которая занималась перегоном судов через Арктику, к тому времени именовалась так - Экспедиция специальных морских проводок речных судов. Но моряки в своём просторечии, помнится, как прежде, называли её наяновской…


Карское море. По чистой воде во главе каравана буксир «Балтийск». Фото из архива Олега Химаныча


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.