Родилась на Урале, живу на Кавказе, тоскую по казахским степям

69068
4 минуты
Родилась на Урале, живу на Кавказе, тоскую по казахским степям
Я родилась за год до войны. Отец Иван Игнатьевич ушел на фронт в первые дни войны, скорее, выпросился. К боевым сражениям его не допустили, нашли болезнь сердца, оставили охранять Москву. Так он со своими «дочками»-зенитчицами, которым и 18 лет не было, всю войну защищал столицу нашей Родины.

Мама, больная астмой,  осталась с четырьмя детьми. Как могла, так и растила нас. Она умела хорошо вязать, шить, из ничего шила нам одежду. Легче стало, когда стали выдавать продукты, положенные жене офицера.

После войны отец работал там, куда пошлет партия, был политработником, заместителем МТС, председателем колхоза. Партийцев часто переводили с одной работы на другую, чтобы не было коррупции. Надо и сейчас их вытаскивать с насиженных мест, глядишь, и воровать не будут. Сколько бы денег появилось в казне!

Жила я на Урале - в Челябинской области, в городе Полтавка, станица Карталы. Детство мое было, как и у всех, голодное и холодное. Но мы хоть не видели ни бомбежек, ни пожаров, ни немцев. Питались картофельными очистками, весной набивали животы разной травой, спасала наша любимица – коровушка Июлька. Зимой мы ее при сильных морозах заводили в избу, чтобы не обморозилась, да и нам с ней теплее было, а она в знак благодарности не  пакостила. 

Кошка Мурка была у нас нарасхват, каждый хотел спать в обнимку с ней. Вместо игрушек мы скатывали мячи из коровьей шерсти, зимой катались по льду на тарантасках. Подтолкнут тебя ребята, кто дальше докатит. Как-то выпрыгнула из тарантаски - и прямо в прорубь угодила. Вытащили меня, и домой на печь, даже не заболела, закаленные были, босыми ходили до самого снега.

В первом классе опять искупалась в весенней талой водичке. В школу нас возили на огромных санях, прицепленных к трактору. Вот с них и слетела я прямо в шугу. Все лицо было ободрано льдом. Опять повезло, не заболела. Только маму напугала.

В четвертом классе ходили на прополку и уборку овощей. Часто работали в дождливую и снежную погоду. С нетерпением ждали обед, где давали горячее молоко и свежий хлеб. В этот момент все плохое забывалось.

Хорошо помню своих учителей: они не кричали, не ругались, берегли нас. Сейчас через дорогу слышно, как учителя кричат на детей. А мы уважительно, даже со страхом относились к преподавателям. 
Я вела активный образ жизни: участвовала в художественной самодеятельности, бегала на лыжах, защищала честь школы.

Окончив школу, работала воспитателем в детском саду, потом дирекция совхоза отправила меня на учебу в сельхозшколу. Окончила на «отлично». Поработала на птицефабрике, но когда наших цыпочек перетаскали крысы, расстроилась и уволилась. 

Вышла замуж, в 1961 году с двухлетней дочерью и двухмесячным сыном поехали семьей в Казахстан строить Магнитку. Там через два месяца муж получил двухкомнатную квартиру, он работал в газовом цехе. Ну а я пошла в детский сад. Это были мои самые лучшие годы жизни. Замечательные и послушные детишки радовали, придавали энергии. Летом вывозили их в лагеря, вот было раздолье: купались, загорали. И творчеством занимались: делали поделки из лопуха, плели венки, составляли букеты из цветов, вечерами читали стихи, пели, танцевали. 

Так и проработала в садике до смерти мужа. После его ухода трудно было детей поднимать, пошла работать в доменный цех, машинистом конвейера, мыла подъезды. Надышалась там угольной пыли. Спасибо родителям моих воспитанников, помогли перевестись в цех водоснабжения. Так до пенсии проработала машинистом насосных установок. Здесь познакомилась с Владимиром Петровичем, который стал мне вторым мужем. Володя мотался по командировкам. Он зарабатывал хорошо, но месяцами не виделись. Его отец помогал воспитывать детей. Он закончил войну в Польше. Муж за хорошую работу получил много грамот, он вписан  в Книгу почета треста, но пенсия у него небольшая.
На лекарство у нас уходит 4-6 тысяч в месяц. У обоих болят спины, он падал с высоты, а меня сбила машина, вот последствия этих травм сейчас лечим.

У нас четверо детей, шесть внуков, шесть правнуков – это наше богатство и счастье. Да две собачки, обеих подобрали, да два кота.

На Кавказ переехали за сыном, но тоскую по казахстанским степям и людям. До сих пор с некоторыми переписываемся, зовут обратно.

Высылаю фото моих воспитанников, им уже под пятьдесят. Как бы хотелось всех увидеть! Мне на этом черно-белом фото 25 лет. 

Может, кто-то узнает меня или себя? Напишите на адрес natalinikal@rambler.ru. Телефон редакции в Северодвинске: (8184) 529819.

Людмила Ивановна Ишимова (Сосновских), Ставропольский край, Кировский район, поселок Комсомолец

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда

Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.



Читайте также