Корабельная сторона
Номер от 10 августа 2004 г.

Москва переходит в контрнаступление
Военное руководство России всерьез взялось за внешнюю безопасность

В последние месяцы Москва перешла к активной политике, пытаясь вытеснить американцев с просторов СНГ. Отставка Анатолия Квашнина и последовавшие перестановки в российском Генштабе говорят о том, что в Кремле решили окончательно и полностью отказаться от тактики, принятой с подачи прежнего военного руководства страны.

ТОТАЛЬНОЕ оставление Москвой своих военных форпостов - в Восточной Европе, Прибалтике, на Кубе, во Вьетнаме, в странах СНГ - и одновременное быстрое наступление НАТО по направлению к рубежам России привели к тому, что влияние военного фактора на формирование и проведение внешней политики России стало стремительно падать. Однако сейчас, похоже, в Кремле готовятся к серьезному броску, призванному вернуть прежние позиции.

В авангарде военного сотрудничества с Россией в последнее время идет Армения, которая остается постоянным союзником Москвы, несмотря ни на какие внутри- и внешнеполитические изменения. В подтверждение этого Армения пошла на довольно смелый шаг и передала в собственность России земельные участки и строения, которые использует дислоцированная в городе Гюмри 102-я российская военная база.

Соответствующий документ подписали в Ереване 16 июля начальник Генштаба Вооруженных сил Армении Михаил Арутюнян и советник посла России в Армении Игорь Громыко. Руководство Армении база более чем устраивает, - по словам министра обороны Сержа Саркисяна, вопрос о возможности вывода российских войск из Армении является абсолютно риторическим и не достойным ответа. Напомним, что договор о размещении российской базы на территории Армении был подписан в 1992 году сроком на 25 лет.

Для Армении российская военная база, а также совместная армяно-российская защита сухопутных и воздушных рубежей страны является на сего-дняшний день надежной гарантией от возможного военного конфликта с Турцией. Как известно, Турция уже подводила свои войска к границе с Арменией в период карабахской войны, и, похоже, только боязнь прямого столкновения с Россией удержала тогда Анкару от интервенции. И до сих пор 75% жителей Армении ориентированы на Россию и видят в ней основной гарант безопасности своей страны.

Однако Россия укрепляется не только в Армении, где она по сей день сильна своим влиянием, но и в странах, которые в последние годы стали объектом пристального внимания Вашингтона. Например, в Таджикистане. Так, президент Эмомали Рахмонов, в конце апреля объявивший о скором выводе российских пограничников из Таджикистана, уже в июне - после встречи с Владимиром Путиным на саммите глав СНГ - неожиданно обратился с просьбой оставить пограничников еще, по меньшей мере, на 2 года. Более того, Душанбе согласился бессрочно и безвозмездно уступить российской армии Нурекский центр космического слежения «Окно», в то время как раньше требовал за него от Москвы 50 миллионов долларов.

Будучи в конце мая в Ереване, министр обороны РФ Сергей Иванов, похоже, уже готовил плохие новости для своих заокеанских коллег. На распространенную американскими СМИ информацию о том, что Россия готова вывести свои войска из Таджикистана, Иванов тогда ответил кратко: «Это полная чушь». События, последовавшие за этим, показали, что министр не лукавил.

Москва не только не собирается выводить из Таджикистана своих военных, но и, по словам посла России в этой стране Максима Пешкова, осенью во время визита Владимира Путина в Душанбе будет подписано окончательное соглашение о придании 201-й дивизии статуса российской военной базы.

В связи с этим в Душанбе поспешили эмиссары Белого дома - первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж и помощник госсекретаря Элизабет Джонс, которые 17 июня провели переговоры с президентом Рахмоновым. Вероятно, результаты этой беседы были настолько неутешительны для американской стороны, что Армитидж выступил в весьма метафоричном духе. Он поздравил Рахмонова с огромными достижениями в двухсторонних отношениях... Таджикистана и России, свидетельством чего стали «соглашения о возможности открытия российской военной базы на таджикской территории».

В свете укрепления военного влияния Москвы программным стало заявление Владимира Путина на заседании Совета безопасности России 19 июля: «Мы находимся перед альтернативой: либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет «размывание» этого геополитического пространства».

Москва намерена не только повысить свой политический и экономический вес на постсоветском пространстве, но и упрочить свое военное влияние. Идет укрепление межгосударственных военных связей в рамках ОДКБ, Россия начала поставлять вооружение странам -участницам этого договора по своим внутренним ценам.

Помимо всего прочего, подобный боевой настрой Москвы заставляет предположить, что Вашингтону и Тбилиси будет крайне трудно добиться вывода российских военных баз с территории Грузии в обозримые сроки.

Самвел МАРТИРОСЯН, ИА «Росбалт»