Корабельная сторона
Номер от 28 января 2002 г.

Акцию протеста заказывали?
Странность наших «правозащитников»: защищать только избранные жертвы

В стране, похоже, разворачивается новая идеологическая акция, хотя и по старому сценарию. «Прогрессивная общественность» требует свободы для Григория Пасько, осужденного по статье за шпионаж.

Правозащитники называют приговор «позором России», «возвращением в советские времена», а также устраивают разнообразные акции. Последние отчего-то производят впечатление заказного действа. При этом заказчик якобы неизвестен.

Не буду высказываться ни «за», ни «против» приговора. Пусть это делают те, кому положено - специалисты с юридическим образованием или уж, по крайней мере, те, кто присутствовал на процессе. Но как для гражданина или обывателя, если хотите, мне совершенно непонятна позиция, занятая теми, по чьей инициативе устраиваются всевозможные пикеты, организован сбор подписей за отмену судебного решения, а также целый ряд выступлений в прессе по каналам нашего «независимого» телевидения.

Начну с того, что никто еще пока не отменял общепринятой и оговоренной законом процедуры подачи протестов на решения суда: считаете приговор несправедливым - обратитесь в вышестоящий суд, не удовлетворит его решение - жалуйтесь вплоть до Верховного. Таков закон. Трудно предположить, что адвокаты Пасько и взявшие их сторону правозащитники об этом не знают.

Второе. Все мы, и правозащитники в том числе, ратуем за независимость суда. Однако как назвать все эти апелляции к общественному мнению в защиту обвиняемого, которые широко были организованы теми же правозащитниками в СМИ еще до вынесения приговора? Разве это не попытка «надавить» на суд?

Еще скажу, что сбор подписей в поддержку деятельности Пасько лично меня смущает не меньше, чем нелицеприятные ярлыки, уже навешанные на приговор. Как можно обсуждать «дело Пасько», а тем паче - клеймить позором решение суда, не ознакомившись с этим самым делом? По-моему, это все равно, что высказывать свое мнение о книге, в которой не читал ни страницы. К примеру, большинство «подписавшихся» в поддержку Пасько на одном из сайтов Интернета высказываются о нем, как об отважном журналисте-экологе, который разоблачил гнусных отравителей природы. Но предметом разбирательства на суде была вовсе не природоохранная деятельность «журналиста Пасько». Офицер Пасько (это подчеркиваю) был осужден за намерение передать за рубеж закрытые данные об учениях Тихоокеанского флота. Причем не безвозмездно, а за деньги (!). Об этом даже российский президент сказал во всеуслышание. Но нет, «правозащитники» не услышали. А может, проще - не хотели слышать? Вспоминается анекдот из времен, когда население нашей страны в массовом порядке требовало свобод то Анжеле Дэвис, то Пелтиеру, еще кому-нибудь: «Митинг в грузинском коллективе: «Я не знаю, где такая Пиночета, откуда такая Чили, но требую свободу Корвалолу».

Но самое-то большое недоумение вызывает следующий факт. В то время когда правозащитные организации дружно шумят на всю Россию по поводу суда над офицером Тихоокеанского флота Пасько, при полном их молчании в Канаде чинится произвол над тремя моряками-дальневосточниками!

5 августа прошлого года у канадского берега неизвестное судно протаранило американский траулер, трое моряков погибли, а четвертый уцелел и заявил, что виновником является танкер «Virgo», шедший под флагом Кипра с российским экипажем. Доказательств вины русских нет, как нет и улик. К тому же, в районе на момент беды находились еще свыше десяти различных судов. Однако это не помешало Береговой охране США инициировать процесс. Более того, не имея санкций, американцы произвели вооруженный (!) захват судна, под незаконной угрозой ареста русский экипаж выдворили с танкера, а позже троих человек во главе с капитаном арестовали. На прошлой неделе наконец началось это незаконное судебное разбирательство. Незаконное потому, что по международным правилам суд должен проходить либо на территории судовладельца (Кипр), либо в стране, где проживают обвиняемые (Россия).

Наше посольство направило протест, руководители Приморского пароходства акцию против русских моряков назвали спланированной провокацией. Но что-то не видно пикетов российских правозащитников у представительства США во Владивостоке, да и в Москве их голосов протеста не слышно. Может, потому что таких акций и голосов им не заказали?

Олег ХИМАНЫЧ