Новости Северодвинска и Архангельской области

Северный след Цветаевых

14.03.2015
Изменить размер шрифта
Рита, Андрей Борисович и Нина Андреевна Трухачёвы, Геннадий Зеленин. Фото slavcentr.kz

С Архангельским Севером связаны имена разных писателей. Оказывается, и сестер Цветаевых тоже.

География судьбы
У писательницы, переводчицы и мемуаристки Анастасии Цветаевой – сестры Марины Цветаевой - был сын, Андрей Трухачёв. Архитектор по образованию, умный и благородный человек, в 1937 году он был приговорен к десяти годам якобы за контрреволюционную пропаганду и отправлен в Карелию, на лесоповал. Затем отбывал наказание в нашей области, в Каргопольлаге.

Освободившись в 1943 году, Андрей Борисович работал в Архангельсквоенстрое. В Архангельске познакомился с Ниной Андреевной Зелениной (девичья фамилия Шарыпова, Зеленина - фамилия по первому мужу). Женился на ней. У Нины Андреевны к тому времени уже погиб в лагерях первый муж, был сын от первого брака - Геннадий Зеленин.

Затем семья переехала в Вологодскую область, в Печаткино, - Андрея Борисовича назначили начальником участка на строительстве заводских площадок. Он строил тот самый завод, который теперь стал Сокольским целлюлозно-бумажным комбинатом. В Печаткино (теперь Соколе) у Трухачёвых родились дочки – Рита и Ольга. Жила там и Анастасия Цветаева.
Все эти сведения есть в открытом доступе в Интернете.

Ложки из березы
Приведем еще одно любопытное свидетельство с сайта феодосийского музея Цветаевых. Речь о том, как Андрея Трухачёва в числе других заключенных направляли в нашу область из Карелии.

«Через шесть месяцев пешком погнали в Архангельскую область, дошли далеко не все...

Место было сырое, гиблое. Болезни косили людей сотнями. Спас случай: тяжело больной старик-за-ключенный, смекнув, что перед ним грамотный молодой человек (речь об Андрее Трухачёве. – «ВС»), обратился с предложением: «Сынок, попробуй сделать, что я скажу. Ты ведь грамотный, сможешь, начальство тебя послушает. Я понял, что армия наша в беде. Даже ложек не хватает. А я ведь умею делать ложки из березы, а ее здесь много. Разрешили бы только… Попробуй. Может, и сам спасешься, и людей спасешь...» Разрешение, к удивлению, было получено: армии ложки были нужны... По стариковской технологии наладили их изготовление, а в лагерь стали доставлять продукты питания, спасшие жизнь многим заключенным...»

А что, если...
Филологи Вологды разыскивают родственников сестер Цветаевых, поддерживают с ними связь. К примеру, недавно в Вологодской области побывала дочь Андрея Трухачёва Ольга. Конечно, с Вологодчиной у Цветаевых связано намного больше, чем с нашей областью. Но и для наших историков, филологов, думается, есть поле деятельности.

Например, вологодская газета «Премьер» пишет, что Геннадий Зеленин, живущий сейчас в Павлодаре, просит откликнуться тех, кому хоть что-нибудь известно о судьбе его отца Василия Зеленина.

Есть и еще одна загадка: жена Андрея Трухачёва, Нина Андреевна, по одним данным, является уроженкой деревни Черное Великоустюгского района, а по другим - Петрограда. Но как же она оказалась в Архангельске?

И еще идея. Может быть, жителям Каргопольского района посадить березовую аллею в память о тех спасительных деревьях, из которых репрессированные делали ложки для нашей армии?

Нина РЯБИНИНА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий