Новости Северодвинска и Архангельской области

Овербукинг: билет есть, а мест нет

08.05.2016
Изменить размер шрифта
Если вы не попали на самолёт не по своей вине, не расстраивайтесь! Фото ninetrends.ru

Актуально для всех, кто путешествует самолётами.

В конце сентября 2015 года я возвращался из Крыма домой в Архангельск. Билеты на самолёт давно куплены, заказано такси из отеля в аэропорт Симферополя с запасом времени, чтобы не опоздать на регистрацию. Вечерний рейс Симферополь - Москва выполнялся здоровенным аэрофлотовским самолётом - эйрбасом А330 вместимостью 300 человек.

Почему так получилось?
Протягивая паспорт на стойке регистрации, с удивлением услышал: «Пожалуйста, подойдите к соседней стойке, там решат вопрос с вашим вылетом». С недоумением подошёл к соседней стойке, у которой уже стояли пассажиров шесть с весьма расстроенными лицами.

Взмыленный представитель «Аэрофлота» начал мне объяснять, что из Москвы прилетел борт с другой компоновкой кресел, в результате чего мест в салоне оказалось меньше, чем продано билетов на самолёт. Предложил покормить нас за счёт авиакомпании, а пока мы кушаем, он, мол, решит вопрос, как мы доберёмся домой.

К счастью, весь мой маршрут Симферополь – Москва - Архангельск был выписан единым билетом одной авиа-компании. Были бы эти направления выписаны по отдельности – у меня бы пропали билеты из Москвы в Архангельск, поскольку я не успевал бы на этот рейс.

В результате мне предложили лететь на два часа позже «дочкой» «Аэрофлота» «Орен-эйр», но не через Москву, а через Санкт-Петербург, где придётся заночевать. Но деваться мне было некуда, я согласился на этот вариант.

Почему же так получилось, что сразу семь человек не смогли улететь тем рейсом, на который были куплены авиабилеты?

Да, иногда бывают такие ситуации, когда на посадку подают борт с меньшим количеством мест, чем было заявлено раньше. Но на самом деле это большая редкость.

Основная же причина подобных ситуаций - это овербукинг. Овербукинг обозначает сверхпродажи: изначально продаётся билетов больше, чем мест в самолёте.
Овербукинг практикуют многие авиакомпании, но в России чаще других это случается у «Аэрофлота». Практически на каждый заполненный рейс проданных билетов больше, чем мест в самолёте.

Зачем это авиакомпаниям?
Всё дело в том, что каждое пустое место в самолёте – это убытки для авиакомпании. Учитывая, что рентабельность пассажирских авиаперевозок крайне низкая, все перевозчики стараются максимально уменьшить свои потери и сэкономить на чём только можно. Мы все уже наверняка заметили это на той еде, которая подаётся сейчас во время полёта.

Так вот, «Аэрофлот» прикинул, что несколько человек обычно на рейс не успевают: задерживаются в пробках, заболевают перед полётом, путают аэропорты вылета, забывают о времени вылета и т.д. Чтобы не возить пустые кресла, приносящие убытки, авиа-компании и продают на несколько билетов больше, чем есть мест в самолёте.

Надо сказать, что овербукинг – это не наше российское изобретение. Такой способ минимизировать потери придумали в США. Сейчас он используется многими авиакомпаниями мира.

Как решается вопрос
Конечно же, далеко не всегда люди опаздывают на свой рейс, несмотря на статистику «Аэрофлота». И далеко не всегда самолёт бывает заполненным до отказа. Но если речь идёт о летнем сезоне в самом разгаре, да ещё на популярном южном направлении – будьте уверены, что свободных мест в самолёте не будет, и тогда уж кто-нибудь точно попадёт на овербукинг. 

Если в салоне эконом-класса все места заняты, но остались свободные места в бизнесе – «лишний» пассажир полетит в бизнес-классе по цене эконома. Можно такой вариант рассматривать даже, как некий лайфхак: пролететь с более высоким уровнем обслуживания за небольшие деньги.

Но если нет мест и в бизнес-классе, то это самый малоприятный вариант. Вам придётся ждать следующего рейса этой же авиакомпании. Вас, безусловно, отправят, но это вполне может нарушить планы, не говоря уже о том, что вы можете опоздать на деловую встречу или на стыковку рейса с другой авиакомпанией.

Как этого избежать
Чаще всего на овербукинг попадают люди, летящие в одиночку, купившие билет по самому дешёвому тарифу и прибывающие в аэропорт за несколько минут до окончания регистрации на рейс.

В некоторых случаях (это касается определённых зарубежных авиакомпаний) при регистрации представители авиакомпании ищут желающих отложить свой рейс. За это можно получить определённые бонусы и даже поторговаться за них.

Чтобы гарантированно избежать подобной ситуации, нужно знать пару вещей: 
- приезжайте в аэропорт не к концу, а к началу регистрации на рейс;
- если есть возможность пройти регистрацию онлайн, пройдите её ещё до того, как вы приедете в аэропорт.

Что делать пассажиру
Главное – не паниковать и не обвинять сотрудников авиакомпании во всех смертных грехах. Поверьте, они сделают всё возможное, чтобы вас отправить. К тому же их личной вины в свершившемся нет. Все ваши претензии и обиды могут быть направлены руководству авиакомпании, но не их представителям в аэропорту.

Если вас пересаживают из эконома в бизнес-класс – значит, сегодня вы ухватили удачу за бороду и долетите в нужное вам место сытыми и в комфорте.

Если же вас пересаживают на другой рейс, надо обязательно поставить на маршрут-квитанцию электронного билета отметку о том, что ваш вылет перенесён. Отметку поставят на стойке регистрации. 

Далее авиакомпания должна обеспечить вас следующими услугами: 
- при задержке вылета более двух часов вас должны обеспечить питьевой водой и возможностью сделать телефонный звонок за счёт авиакомпании;
- при задержке вылета более четырёх часов вас обеспечат горячим питанием;
- при задержке более шести часов ночью и восьми часов днём вас должны поселить в гостинице для полноценного отдыха.
* * *
Следует заметить, что, как правило, представители авиа-компаний сами предлагают необходимые услуги. А если они забыли их предложить, не постесняйтесь об этом напомнить, поскольку помощь вам входит в их должностные обязанности.

Что же касается моей истории, то мне в аэропорту Симферополя принесли касалетку с горячей едой, сок, бутерброды, а через четыре часа отправили в Санкт-Петербург, куда я прибыл ночью. В Пулково я сразу нашёл представительство «Аэрофлота», разбудил дремавшего там сотрудника и на такси был отправлен спать в гостиницу «Россия». Утром мне предложили позавтракать и сообщили, когда за мной приедет такси, чтобы увезти обратно в аэропорт к моему рейсу в Архангельск. Домой я добрался днём позже, зато вместо Москвы краем глаза посмотрел на Питер.

Вадим ГУРЬЕВ, flynow.ru

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий