Новости Северодвинска и Архангельской области

Три встречи к столетию Айзика Фиша

11.12.2016
Изменить размер шрифта
Дуэт педагога и ученика. Фото из архива музыкальной школы №3

18 декабря 2016 года музыкальная общественность Северодвинска отметит знаменательное событие - сто лет со дня рождения Айзика Соломоновича Фиша - первого директора музыкальной школы №3.

Встреча первая: Лидия Данилюк, директор музыкальной школы №3 рассказала, что коллектив ДМШ №3, чтит память об Айзике Соломоновиче:
- Лично я с Фишем знакома не была, но по воспоминаниям наших преподавателей это был прекрасный музыкант, преданный своему делу, настоящий подвижник музыкального искусства. В трудном 1944 году он возглавил школу, положив начало её славной истории. Мы сейчас готовимся к его юбилею: 21 декабря в концертном зале ДМШ №3 состоится концерт оркестрового отделения, посвящённый его памяти. Преподаватели отделения оркестровых инструментов берегут заложенные им традиции скрипичной школы. Заслуженные работники культуры РФ, прекрасные педагоги Олег Клишев и Виктор Антонюк, контрабасист Олег Бедрань, который играл в лучших филармонических оркестрах страны, и многие другие замечательные музыканты и педагоги – ученики Фиша.

Лидия Сидоровна показала уникальный документ – личное дело Айзика Соломоновича, в котором отмечен весь его трудовой путь:

- Вот только несколько записей: «С сентября 1939 года по август 1941 года – дирижёр и концертмейстер в Архангельском ТЮЗе, с 1941 года по 1944 год – дирижёр и концертмейстер в Архангельском Большом театре». А в 1944 году Айзик Соломонович стал директором Северодвинской музыкальной школы №3, в этой должности он проработал до 1947 года, затем 20 лет был завучем школы. Исполняя административные должности, он всегда преподавал по классу скрипки и руководил ансамблем скрипачей и камерным оркестром школы. Три года назад у нас в школе был организован конкурс юных скрипачей и виолончелистов, посвященный Айзику Соломоновичу. В жюри конкурса были только его ученики - прекрасные музыканты и преподаватели. Главным сюрпризом конкурса было выступление оркестра бывших учеников Фиша, исполнивших на бис его любимое произведение - романс Шостаковича из фильма «Овод». 

Встреча вторая: Олег Клишев, ученик А.С.Фиша, заведующий отделением «Оркестровые струнные инструменты» Архангельского музыкального колледжа. Олег Анатольевич - талантливый педагог и скрипач, имя которого широко известно не только в Архангельской области, но и за рубежом:
- Я начал учиться ещё в старой деревянной «музыкалке» на Индустриальной. К Фишу попал не сразу. Сначала учился у педагогов - офицерских жён, которые сменялись в школе очень часто. К Айзику Соломоновичу попал только в 4-м классе. Он тогда взял меня и ещё нескольких ребят. 

Чем мне запомнился Фиш? Да в сущности всё, чем я сегодня владею, от него. Любовь к профессии, эмоциональность, музыкальная дисциплина, превосходный вкус, умение общаться – это лучшие качества Фиша, которые он исподволь, умело прививал своим ученикам. Хочу отметить, что все его ученики остались в профессии. Скажу без ложной скромности, Фиш всегда меня выделял, как одного из самых способных учеников. Но при этом никогда меня особо не хвалил, впрочем, как и не ругал за неудачи.

Помню, на одном из школьных конкурсов я играл сложную пьесу. И напортачил... В полном отчаянии я вышел из зала, ушёл в пустой класс и, знаете, разревелся, как маленький... Айзик Соломонович зашёл, обнял меня: «Ты чего плачешь, дурачок! Всё не так уж плохо, тебе же жюри пятёрку поставило...» Он вообще был удивительный человек, любил всех своих учеников. Любимые ученики, конечно, были, но он своего особого отношения никогда не демонстрировал.

Фиш был инициатором «Музыкальных страничек» на только что организованном в Архангельске телевидении, в 1964-1965 году мы не однажды выступали на телевидении «вживую». Играли мы и на тогдашних «светских» приёмах, выступали на радио. Помню, как ездили на гастроли на автобусе по «ледышке» (дорога по льду Двины).
А как он всегда выглядел! Красивый, элегантный, стильный. И очень деликатный, прекрасно воспитанный. Помню, уже после консерватории я каждый день ездил на  автобусе №133 на работу в Архангельск, в музучилище. Очереди были огромные. Смотрю как-то, идёт от Первомайской какой-то седой красавец с дамой, поверх тёмного плаща белый шарф, в руке зонт-трость. Человек сразу выделился из пространства. Подходит он ближе, смотрю, да это же Айзик Соломонович! Зову его к себе в очередь, я в числе первых стоял. Мы поговорили, но в очередь ко мне он не встал, ушли с женой в конец этого огромного «хвоста». И в этом он весь!

Как интересно проходили его уроки! Море эмоций, подача каждой музыкальной фразы комментировалась жестом, мимикой, голосом. Он учил нас видеть и слышать музыку, у него был  врождённый дар педагога. Никакие лекции по педагогике такому научить не смогут!

Из последних встреч запомнились две: как мы с ансамблем играли, когда он болел и лежал в госпитале. На этот наш концерт для него собрались больные и весь персонал.

...Помню, как он неожиданно пришёл ко мне на свадьбу. Я был просто счастлив, он поздравил нас, посидел немного и ушёл незаметно... Я никогда его не забуду, он настоящий музыкант и гениальный Учитель».

Встреча третья: Надежда  Руруа (Давыдова), преподаватель ДМШ №3 по классу скрипки, руководитель камерного оркестра «Камертон», одарённый музыкант, ученица А.С. Фиша:

- Я запомнила Айзика Соломоновича с самой первой встречи на экзаменах в школу. Я поступала на фортепьяно, сдала всё «отлично», но из-за старой травмы одного пальца меня не взяли. Как я расстроилась, не передать! Вышли мы с мамой на крыльцо школы, огорчённые донельзя. Вдруг слышим голос: «Давыдовы, идите сюда! Я беру вашу девочку на скрипку!» А это Айзик Соломонович за нами бежит! Я никогда не пожалела, что стала учиться на скрипке.

Фиш был превосходным музыкантом, он как никто чувствовал музыку, а про его педагогические способности и говорить нечего. От Бога педагог! Его замечания с удовольствием слушали наши пианисты, его очень уважали родители учеников. Он всегда давал им хорошие советы, в том числе и житейские. А какой он был красивый, яркий, и как от него всегда хорошо пахло! Он курил, но какой-то удивительно ароматный табак, до сих пор этот запах помню!

Мы, совсем ещё дети - участники ансамбля, которым он руководил, играли очень сложную музыку. Как сейчас помню, как на одном из концертов мы играли в клубе Горького пьесу «Непрерывное движение» Бома. Как она у нас звучала! Ведь Айзик Соломонович долго и упорно добивался от нас безукоризненного звучания в унисон. Это было очень красиво, нам самим нравилось! Мы с ансамблем ездили даже на гастроли, запомнились мне поездки на теплоходе по Двине.

Он был строгий, неулыбчивый, порой даже жёсткий, случалось, что тросточкой от смычка по пальцам мог щёлк-нуть легонько за ошибки, но при этом мы его нисколько не боялись. Он, бывало, нам и единицы ставил, но за четверть почему-то всегда выходили пятёрки. Помню, на выпускном экзамене я хорошо сыграла, так он просто бросился ко мне, обнял, поцеловал и воскликнул: «Какая же ты молодец!» Было видно, что он просто счастлив, а уж как я гордилась этой похвалой! Как хорошо, что судьба подарила мне такого прекрасного Учителя и замечательного человека!

Татьяна БУКУРОВА
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий