Новости Северодвинска и Архангельской области

«Сорок восемь – половинку просим», или «Золотой ключик» нашего детства

22.01.2017
Изменить размер шрифта
Кусок хлеба с маслом – лидер лакомств. Фото Владимира Ларионова


Ох и дивные же были лакомства в моём северодвинском детстве! Недавно расспросила подруг и друзей о самых вкусных тогдашних вещах. Ох и навспоминались мы! Ну что ж, начнём со сладостей.

Сэндвич и мороженое
На первое место с большим отрывом от соперников вышел кусок хлеба с маслом, посыпанный сахарным песком. Но съедать его надо было обязательно во дворе, полном друзей-приятелей, дома он никакого интереса не представлял. Выходишь, бывало, во двор, на ладони хлеб-приманка. Тут же подлетают друганы-пацаны с криком: «Сорок восемь - половинку просим!» И вот он, триумф! «Сорок один - ем один», - отвечаешь! И важно откусываешь первый кусок. Дальше, конечно, делишься с друзьями, но этот выход во двор... Не забыть!
Потом, конечно, мороженое! Продавалось оно в ларёчках возле кинотеатра «Родина». Добрая продавщица накладывала в хрустящие вафельные стаканчики долгожданное лакомство. Не видала, чтобы кто-нибудь мороженое тогда кусал! Только лизали, захватывая языком сладкое молочное удовольствие. А откусывали вафельный стаканчик! Сейчас вафельные стаканчики не хрустят, они какие-то мягкие и невкусные, а мы обожали именно хрустящие. А за обломками стаканчиков, которые ларёчницы отдавали «за так», выстраивались целые ребячьи очереди.

Не только «дунькина радость»
Из конфет мои дед с бабушкой обожали «дунькину радость» - разноцветные твёрдые подушечки, обсыпанные сахаром, с повидлом внутри. Но у нас, детей, были другие вкусы. Наши конфеты – это в первую очередь недорогие ириски всех сортов, в первых рядах - «Золотой ключик» и «Кис-кис», но я обожала шоколадные ириски «Ледокол». Потом идут «сосульки» - барбариски и прочие леденцы. Многие мои подружки прямо-таки сглатывали набежавшую слюну при одном упоминании конфет «Кавказских»! Что они в них находили, я не понимала, я любила конфеты «Старт», немного похожие на сегодняшнюю «Коровку», но в сто раз вкуснее, с дивной жидкой серединкой! С чаем вкуснее не придумаешь.

Ох, забыла про кубики какао или кофе с сахаром. Не знаю, растворял ли кто эти кубики, используя по прямому назначению. Все дети города эти кубики грызли! И никак иначе! Кто ж такую вкуснятину в воду горячую бросать будет? Нетушки, только грызть!

«Квас привезли!»
Круглый год мы любили лимонад. Напиться вволю «Буратино», «Ситро», просто «Лимонаду» - предел наших мечтаний. Родители не особо им баловали. Напиток-мечта, напиток-праздник!

Но летом всё было иначе! Летом вся детвора неслась по дворам с криком: «Квас привезли!» Большие жёлтые бочки с квасом стояли на всех улицах города, у нас – возле «Родины» или возле аптеки на Ленина, 15. Самый кайф был, когда, получив наполненный трёхлитровый бидон кваса, ты отважно заявляешь продавщице, с загорелыми до локтя руками: «И маленькую кружку за три копейки». Как же здорово, не отходя от бочки, пить холодный острый квас. А очередь орала: «Кружки возвращайте, другие тоже хотят пить!»

Когда открыли магазин «Соки - воды» на Ленина, главным удовольствием для нас были коктейли из молока, мороженого и ягодного (лучше всего малинового) сиропа! Сама процедура приготовления коктейля в высоком металлическом стакане шумным миксером нас просто завораживала. А потом возьмёшь в руки запотевший стакан с шапкой молочной пены, потихоньку пьёшь эту диковину и, не вытирая белых «усов», отправляешься домой.
* * *
Набегавшись во дворах, мы с удовольствием уплетали дома толстые вкуснющие макароны с маслом, гречневую или пшённую кашу на молоке, суп с вермишелью или густой гороховый с гренками, варёную треску с картошкой, сдобренную пахучим подсолнечным маслом, а иногда картошку с дефицитной тушёнкой или блины с вареньем. Рацион наш был простым, но какими же вкусными кажутся сегодня эти повседневные нехитрые мамины блюда. Господи, как же мало нам надо было в детстве для полного счастья!..

Татьяна БУКУРОВА
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий