Новости Северодвинска и Архангельской области

Счастливый человек Владимир Журавков

04.11.2017
Изменить размер шрифта
Всегда приятно знакомство с интересным человеком, а вдвойне, если судьбы наши ранее соприкасались, а ты и не знал об этом. 

Недавно от друзей я узнала, что меня разыскивает знакомый моих родителей. Мне передали номер его телефона. Им оказался Владимир Яковлевич Журавков, бывший начальник цеха, в котором работали мой папа и свёкор. Я поехала к нему. Двери открыл моложавый, красивый мужчина, как оказалось, ему уже 87 лет! Мы проговорили с ним пять часов. Он рассказал мне о военном детстве, юности, семье, работе и дорогих ему людях.

Владимир Яковлевич - активный человек, он в курсе всех новостей, заядлый грибник и дачник, знаток истории Севмаша и родного цеха. Именно его воспоминания легли в основу юбилейного буклета об истории газового цеха 12 Севмаша. Память этого человека не просто великолепна, она ещё и очень доброжелательна. А ведь позади неласковое детство, жизнь в оккупации и потери родных. Потом ранняя смерть первой жены и долгие годы воспитания двух сыновей в одиночку.

Детство. Война
…Родители Владимира развелись. В семью пришёл отчим, не принявший мальчишку. И потому мама часто отправляла сына в гости к родным. Вот и в июне 1941 года он гостил у родни на Смоленщине. Жителей начали было эвакуировать, но, оказалось, поздно. По всем дорогам уже шли немцы.

Владимир Яковлевич вспоминает: 
- Пока мы шли домой, видели на дорогах коров безхозных, у которых было много молока. Вернулись в деревню, немцев не было, одни полицаи. Кого назначили, а кто сам изъявил желание. Очень мы тогда голодали, собирали съедобные травы, колоски. Однажды нашёл я с десяток колосков, положил в карман, а дома обнаружил, что они выпали по дороге. Очень было обидно... 

Помню, как в деревню приходили наши солдаты, оставшиеся без командиров. Их принимали в дома для помощи хозяйкам. Деревенские звали их «зятьями». Был такой «зять» и у моей родственницы. Когда вернулись наши, все «зятья» с радостью влились в солдатский строй.

Одно время в деревне стояла наша часть. Помню присказку одного солдата: «Мы – пехота. Прошли сто километров, и ещё охота». Сильных боёв у нас не было, постреляют наши миномёты, потом немецкие. Домов разрушенных не было, но жители всё же вырыли блиндажи, в которые прятались. Мы, мальчишки, находили винтовки, стреляли из них. Однажды видели дезертира, который что-то прятал в кустах. Потом нашли там его пистолет и документы, из которых поняли - это был офицер. Ещё помню, что во всех домах было много спирта - женщины носили его в вёдрах с винзавода, который не успели эвакуировать. Было что пить, да нечем было закусывать.

Многое помнит Владимир Яковлевич из военного лихолетья и смешного, и страшного, и грустного. А не так давно ему удалось узнать место гибели и захоронения своих близких. Он сделал копии этих документов для детей, чтобы знали и помнили. 

На Севере
Окончив московский  механический техникум, молодой специалист по кислородным установкам Владимир Журавков прибыл по распределению в Молотовск. Правда, Владимир очень хотел стать лётчиком, даже успешно занимался в московском клубе. Но в лётное училище его не приняли.

...В Молотовске поселился он в общежитии на Пионерской, 1а. И сразу решил угостить соседей по «красному уголку», где его поселили, чаем с домашними пирожками. Но коричневая водопроводная вода в кране его крайне удивила. Такой воды он не видал! 

Помнит ветеран, что рядом с их общежитием росли камыши, а в них водились ондатры. 
Владимир Яковлевич в деталях рассказал мне о становлении газового производства на Севмаше. Так вышло, что почти все фамилии, называемые моим собеседником, были мне знакомы с детства, от отца. С одними встречались на демонстрациях, с кем-то гостились, но позже жизнь всех развела.

О людях и о себе
Как-то Владимир Яковлевич отыскал рукописный приказ по Судострою от 1938 года, где значится: «Набрать 25 человек для обучения на Ленинградском заводе «Красный автоген» сроком на 
1 месяц». Среди «набранных» - фамилия моего свёкра - Ф.А. Чурина. Свёкор редко рассказывал о  себе, потому мне было вдвойне приятно узнать об этом от его начальника цеха. 

О моём отце Иване Корженко Журавков сказал, что, работая с ним, всегда был уверен в порядке на его участке. Сказал и о том, как горька была для него ранняя смерть папы. Много добрых, тёплых слов об отце мы услышали от его коллег на похоронах. Я тогда уже знала, что отец наш был депутатом нескольких созывов городского Совета, народным заседателем в суде, был награждён медалями и орденом «Знак Почёта». 

Владимир Яковлевич с благодарностью вспоминает своих коллег – его учителей Чебровского, Любова, Дроздова, Чурина, Антуфьева, Тараканова, Гунину, Федотовскую. Именно они открывали кислородную станцию №3.

Рассказал Владимир Яковлевич и о встречах с директором Е.П. Егоровым. Например, о том, как он, привыкший всё проверять лично, спустился в яму старой станции, где было небезопасно. И только после этого было принято решение о строительстве новой станции. 

Или о том, как после аварии на клапане случилась задержка в подаче газа. Сам Журавков был  тогда в отпуске, но в первый же день на работе его вызвали на ковёр. Директор выслушал его и отменил уже готовый приказ о наказании. Владимир Яковлевич помнит, как Егоров сказал: «Постройка корабля начинается с раскроя листа резчиком. Без газа он не работает, теряет в зарплате, а у них семьи. Сбоев не должно быть». В воспоминаниях Журавкова Е.П. Егоров остался доброжелательным, умным, справедливым и, как говорили на заводе, «простым».

Достойная смена
Двадцать два года отработал Владимир Яковлевич начальником цеха, подготовил себе замену - Юрия Сивкова, сказав тому о работе так: «Зарплата маленькая, а бессонных ночей много. Но интересно». Наверно, Юрий Сергеевич был доволен назначением, если, уже работая и живя в Москве, всегда прилетал поздравить своего наставника с днём рождения. Мой собеседник сказал, что он проводил на пенсию 99 человек, сотым ушёл сам. 

Один из сыновей Журавкова, Евгений Владимирович, пошёл по отцовским стопам, он руководит ацетиленовой станцией на Севмаше.

Сегодня Владимира Яковлевича греет любовь, которую он отдаёт и получает от большой семьи. Выросли и стали успешными его сыновья и две дочки, пришедшие в семью с мамой (второй женой), бесконечно радуют деда успехи внуков, светло на душе от маленьких правнуков. Его тепла и любви хватит ещё многим! Здоровья вам, хороший человек!

Татьяна ЧУРИНА
Фото из семейного альбома

Наши семейные традиции

«Все счастливые семьи похожи друг на друга...» Пожалуй, закончим знаменитую цитату Льва Толстого именно на этом месте. Мы уверены, что не последнюю роль в похожести по-настоящему счастливых семей играют семейные традиции. Именно благодаря им в семьях создаётся ощущение надёжности отношений, возникает крепкая связь между старшими и младшими, появляется особая доверительность, а дети с малых лет ощущают любовь родных и общность с большим количеством близких людей. А что же это, если не самое настоящее счастье?

Давайте-ка все вместе вспомним наши, только наши семейные новогодние праздники, когда за большим столом собиралась вся семья. Вспомним историю старой иконы, которую много поколений вашей семьи берегут и передают друг другу. Достанем из шкафа медали прадеда-казака с Первой мировой войны, полюбуемся на старое прабабушкино серебряное кольцо, которое как раз сейчас носит младшая внучка. Просмотрим уникальные старые фотографии и в очередной раз достанем бабушкин рецепт вкуснейшего яблочного пирога. 

Можно рассказать о национальных традициях в вашей семье, о традиционных семейных именах, о профессиональных династиях, об увлечении созданием генеалогического древа, а также о присущих только вашей семье свадебных обрядах. Да мало ли какие семейные традиции, хоть старые, хоть совсем недавние, есть в вашей семье?!

Вот мы и подумали, что читателям «Вечёрки» будет интересно узнать о традициях в семьях наших горожан, их родных и друзей. Так родилась идея нового конкурса. 
Итак, «Старый город» объявляет конкурс среди читателей на лучший материал на тему: «Наши семейные традиции».

Условия конкурса очень просты:

- объём материала не должен превышать 3,5 тысячи печатных знаков;
- номинаций всего две: «Исторические традиции и реликвии моей семьи» и «Новая история. Новые традиции»;
- приветствуются фотографии;
- лучшие материалы будут опубликованы в газете;
- победители и призёры конкурса получат дипломы и подарки.

Материалы принимаются до 10 декабря 2017 года:

- в печатном виде. Можно принести их в редакцию лично или отправить по почте. Наш адрес: Первомайская, 15, кабинет №13 (для Татьяны Васильевны Букуровой);
- в электронном виде – по адресу: btv1406@yandex.ru.

Ждём с нетерпением ваши замечательные истории!

Редакция газеты «Вечерний Северодвинск»

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий