Новости Северодвинска и Архангельской области

«Родом со второго участка…»

24.01.2016
Изменить размер шрифта
Второй участок. Конец 1930-х годов. Фото из фондов СКГМ

Когда-то именно здесь, в заброшенном ныне районе на востоке города, кипела жизнь.

«Родом я со второго участка!» - такие слова еще можно услышать от старожилов нашего города. Но большинство жителей наверняка переспросят: где этот «второй участок», был ли участок первый, сколько участков было всего?..

Были и первый, и шестой
Ответ знают в Северодвинском городском краеведческом музее. Были в молодом поселке Судострой и первый участок, и второй. Даже шестой участок успели построить за полтора года до того, как появились привычные нам наименования улиц! Но время стёрло с лица земли первые жилые кварталы, и их наименования тоже постепенно вытесняются из памяти.

Летом 1936 года первые строители начали заселять единственное незаболоченное место в округе – площадку около Николо-Корельского монастыря. Эта территория получила название «Первый участок строительства» и застраивалась очень быстро. Но уже через два года двухэтажные дома, бараки, общественные здания, улицы были снесены – на их месте стали вырастать заводские цехи. Истории первого участка мы ещё посвятим отдельное исследование. А сегодня речь о «втором участке» - жилом микрорайоне, который благополучно просуществовал вплоть до начала 1970-х.

Транспортная улица, Школьный переулок
Если продвигаться по Ягринскому шоссе в сторону моста, можно увидеть поворот вправо, на улицу Транспортную. Это наименование улица получила в конце 1937 года. В газете «Сталинец» от 8 января 1938 года читаем: «Улицу, проходящую по посёлку транспортного города от деревообделочного цеха до биржи лесоматериалов, наименовать Транспортная улица. Улицу, проходившую по новому каркасному поселку от начала его до деревообделочного цеха, наименовать улица Двинская.

Эти улицы были основными в жилом районе, который в официальных документах называли транспортным городком, а в народе – «вторым участком» и позднее Двинским посёлком. Транспортная получила свое название, потому что на ней были расположены гаражи и подсобные помещения автоотдела стройки, созданного уже в июле 1936 года. Именно для работников автоотдела и были построены первые дома на втором участке.

Двинская улица шла перпендикулярно реке, начинаясь от лесообрабатывающего завода, впоследствии ДОК-2.

Вскоре на втором участке появились Школьный переулок – вблизи школы – и Западная улица (парадокс, но географически она разместилась на востоке города).

К 1938 году на втором участке построили более 40 домов, в основном одноэтажных бараков. Предназначались они для общежитий.

Старожилы вспоминали, что бараки казались непропорционально длинными. Комнаты располагались по всей длине коридора, большинство домов имело два входа в торцах, а в центре была общая кухня. В таких общежитиях проживало большое количество рабочих, их семей.

Второй участок был одним из многолюдных районов посёлка Судострой, а затем города Молотовска. Здесь был построен рабочий клуб, котельная, пожарная каланча, школа. После войны в Двинском поселке был организован первый в городе кинотеатр «Пионер». Житель участка Борис Патраков вспоминал: «Два, а то и три раза в неделю можно было посмотреть фильм. Зрительный зал в кинотеатре был маленьким, человек на 100-120, и было в нём зимой постоянно холодно, но люди с удовольствием (иногда для получения этого удовольствия нужно было являться со своими табуретками) ходили в кино. Популярность кинотеатра, видимо, во многом зависела от предприимчивости механика: в «Пионере» новые фильмы показывали чаще и раньше, чем в городе». Кинотеатр расположился в одноэтажном здании барака, построенного еще в конце тридцатых.

Закат Двинского посёлка
А жилых домов на втором участке в послевоенное время уже не строили. В 1947 году в основных положениях нового генерального плана города было записано: «Запретить новое жилищное строительство в районе транспортного городка, находящегося в зоне санитарной вредности промышленной ТЭЦ». А в следующем генплане, который был разработан к 1959 году, предусматривалось поэтапное расселение второго участка по другим микрорайонам.

К слову, по данным того же плана, в конце 1950-х годов на этой территории проживало лишь около 200 человек. В 1960-е годы дома стали расселяться. Жильцы отживших свой век бараков получили благоустроенные комнаты и квартиры на острове Ягры и в городе. Пустующие здания сносили. Двинской посёлок понемногу приходил в упадок…

В наши дни редкому прохожему, зашедшему в район второго участка, уже трудно определить, где стояли дома. На их месте вырос кустарник. Пройдя по улицам Транспортной, Двинской, Западной, Школьному переулку, можно увидеть лишь несколько одноэтажных домов и единственный сохранившийся двухэтажный.

Анастасия ЦВЕТКОВА, научный сотрудник городского краеведческого музея
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий