Новости Северодвинска и Архангельской области

«Ноги примерзали к валенкам…»

03.04.2015
Изменить размер шрифта
В тяжелейших условиях спецзавод №3 – будущий Севдормаш выпускал необходимые для Победы боеприпасы.

В первые годы строительства города и завода еще постоянно применялся ручной труд, но уже в конце 1936 года на строительную площадку стали завозить грузовые машины, краны, экскаваторы, тракторы. Для ремонта техники было решено строить ремонтно-механический завод. Будущий Севдормаш, ныне уже несуществующий…

ВЕСНОЙ 1938 года начали забивать первые сваи, а 25 мая 1939 года РМЗ вступил в строй. Были построены крано-экскаваторный, ремонтно-механический, кузнечный цехи и котельная. На заводе работали чуть более ста человек. А с первых дней войны предприятие получило новое название – спецзавод №3 УИТЛиК УНКВД по Архангельской области.

Из докладной начальника строительства 203 Б.К. Кронова секретарю Архангельского обкома ВКП(б) Огородникову узнаем, что за день до начала войны, 21 июня 1941 года, строительство получило приказ Наркомата внутренних дел на изготовление мин. Через два дня был получен план на 1941 год – 15 тысяч мин. В июне-июле 1941 года проводились подготовительные работы: шло изготовление инструментов, получение станков, увеличение количества работников. Среди рабочих завода в годы войны были и заключенные, и вольнонаемные. Принимали на работу по линии военкомата, по путевкам горкома комсомола; приходили женщины-домохозяйки и подростки.
Производство мин было массовым, поточным. Оборудование и станки располагались по линиям, обработка велась пооперационно. Такая система позволяла быстро обучить неквалифицированные кадры одной простой операции. Обучение происходило прямо на рабочих местах. Пустые ящики из-под мин использовались как подставки для рабочих-подростков: им иначе было не дотянуться до суппорта станка…

В годы войны в коллективе уже было более 1000 человек. В 1941-1942 годах спецзавод №3 в основном осуществлял операции по изготовлению стабилизаторов, сборке, окраске, спецукупорке мин калибром 50, а позднее 82 мм. Корпуса боеприпасов отливались на смежных предприятиях области: в отделениях Кулойлага, Конвейере – колонии для несовершеннолетних. В 1943 году было налажено собственное литье корпусов 82-мм мин, а также 120-мм осколочно-фугасных мин для полковых минометов. Для выплавки чугуна были установлены две вагранки – плавильные печи. В 1944 году вагранки работали в две смены, каждая по 12 часов. В литейном цехе чугун заливали ковшами в специальную разборную форму – кокиль. Корпуса мин проходили дальнейшую обработку – закалку, шлифовку, токарную обработку. Отдельно в механическом цехе изготавливались стабилизаторы, в термическом – сваривались. На последнем этапе корпуса мин покрывали лаком, маркировали, упаковывали и затем отправляли в Горьковскую область – на снаряжательный завод. На спецзаводе существовал свой упаковочный цех, а лес для тары складировался на огромной площади.

Почти на всех этапах осуществлялся жесткий контроль. В ОТК работали в основном девушки, при обмерке и проверке деталей им приходилось поднимать за смену до 16 тонн. Вообще, работать приходилось в тяжелых условиях, цехи все были деревянные. Пара одной котельной на обогрев всех помещений не хватало. Вспоминают работницы Л.А. Шкаева и К.П. Маковеева: «В цехах было очень холодно, руки обмораживали о металл. Пальцы зимой все время сочились кровью, так как кожа оставалась на ледяном металле»; «Отогревались в сушилках. Ноги, бывало, примерзали к валенкам». 

История появления этих фотографий весьма интересная. В начале 1990-х годов при подготовке выставки о Ягринлаге Валентина Ивановна Стурова, ныне директор музея, работала в архиве УВД Архангельской области. Среди документов попалась пленка с кадрами о производстве мин на спецзаводе №3. Возможность обработать ее появилась только сейчас, и впервые фотографии будут представлены в постоянной экспозиции музея о Великой Отечественной войне. При работе с фотоматериалом возникли трудности в описании процесса изготовления мин. Начальник лаборатории НТУ Севмаша Александр Дмитриевич Хохлов обстоятельно прокомментировал каждое изображение, за это музейщики ему очень благодарны.

Анастасия ЦВЕТКОВА, Любовь КАРПОВА
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий