Новости Северодвинска и Архангельской области

Конструктор с большой буквы

10.11.2017
Изменить размер шрифта
Михаил Иванович Шепурев. Фото из семейного альбома

Несколько фактов из жизни архангельского мужика Михаила Шепурева.

После встречи с бывшим главным конструктором Севмаша Михаилом Ивановичем Шепуревым накануне его 90-летия в памяти всплыли хрестоматийные строки «как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик». Что касается Михаила Ивановича, «разумен» - это, без сомнения, о нём, умница каких мало. Насчёт «велик» не знаю, но известен Шепурев в нашем городе очень многим. 
Родился и вырос юбиляр в Архангельске, там же закончил судостроительный техникум и распределился в юный Молотовск. И сразу в конструкторский отдел (КО), где и прошла вся его трудовая жизнь от техника до главного конструктора. 

Слово Михаилу Шепуреву.

Боль не отпускает...
- Об этом я молчал много лет. Отец мой был репрессирован. Причины мы долго не знали. Мама до конца не верила, мы же все тогда патриотами были. Дали папе десять лет без права переписки. Но, как оказалось, уже через две недели после ареста его расстреляли. В 90-х я прочитал его дело и узнал, что в тот проклятый день отец шёл с рынка, встретил знакомого и на его вопрос «Что купил?» в шутку ответил: «Редьку купил, она теперь мясо!» Вскоре его арестовали, и больше мы моего любимого папу не видели. А было мне десять лет. Не передать, какое это было горе! Боль до сих пор меня не отпускает.

Комсомольцем я не был, ведь надо было рассказать об отце - «враге народа» и отречься от него. Я этого сделать не мог. Не легче стало мне и от извинений за «ошибку», мол, «такое время было». Но папу-то не вернуть...

«Крепление репитера гирокомпаса в штурманской рубке»
- На завод я прибыл в тот период, когда строили эсминцы. До сих пор помню свой первый чертёж - «крепление репитера гирокомпаса в штурманской рубке». Помню почти детскую мою радость, что эта конструкция будет стоять на боевом корабле. Ни одной минуты не жалею, что стал тогда конструктором в КО. Там в то время трудились настоящие корифеи своего дела. Только Павел Михайлович Гром и Виктор Павлович Воверис чего стоили! Интеллектуалы и очень порядочные люди. Моим первым наставником стал чудесный человек Александр Фёдорович Березницкий. Позже счастлив был работать с А.И. Катковым, А.А. Самойловым, Л.Г. Шмигельским, П.А. Артемьевым, А.С. Смирновым, В.К. Арановичем, В.С. Павловым, О.Н. Сафотеровым и многими другими классными специалистами.

«Ходячий справочник» Шепурев
- Да, меня так называли...  С института пошло, я ведь учиться пошёл потому, что мне просто знаний техника по прошествии девяти лет работы стало не хватать. Как-то я нашёл ошибку в расчётах курсового проекта одному товарищу, который не верил, что я её отыщу. Расчёт-то был очень объёмный. С тех пор он считал меня экспертом в нашем деле! Учился я с огромным желанием и окончил ЛКИ с отличием. Евгений Павлович Егоров мне по окончании института даже премию выписал, целых 500 рублей! Огромные деньги по тем временам. Он предлагал мне преподавать во втузе, но я отказался, хотелось живого конструкторского дела. А что касается «ходячего справочника», я и до сих пор очень много всего помню!

Без «мохнатой лапы»
- Карьеру свою я делал без «мохнатой лапы», а только своим трудом. Как главный конструктор я был строгим, но справедливым. Руководитель обязательно должен быть требовательным, без этого он пустое место. Я старался не придираться к людям, замечания делал по делу. А главное, я не смешивал работу с личным отношением. Если человек был мне несимпатичен, но он отлично трудился, вопросов к нему никогда не было. Хотя жалобы на меня случались. Одну из них я запомнил надолго. Вызвали меня в партком. Читаю, а там среди прочего такое: «Шепурев очень быстро ходит по коридорам КО, видимо, не желает со мной разговаривать...» А я и по сей день быстро хожу, такая уж привычка! 

Я счастлив, что мне довелось вместе со всем коллективом участвовать в строительстве стольких кораблей, что всех и не перечесть. На пенсию ушёл в 60 лет, жена сказала: «Уходи, Миша, на пенсию, надо место молодым уступить».

Работали, как на фронте!
- Самая интересная работа на заводе была в 70-80-х. То время потом назвали «золотым веком судостроения». Много было головных заказов, большие объёмы конструкторской работы, бесконечные проверки - и директорские, и горкомовско-обкомовские, которые заканчивались за полночь.

А в КО в это время как раз случилась смена поколений, корифеи ушли. Но наша молодёжь не подвела! Помню всех, кто работал тогда, но особая благодарность начальникам бюро Н.Н. Кузнецову и В.Н. Гурьеву. Правда, тогда все работали, как на фронте. Напряжённая работа была, но очень интересная и даже азартная! Надо сказать, что строительство известной сегодня всему миру серии кораблей «Акула» было  тогда объявлено национальной задачей СССР. И завод её с честью выполнил!

Эта красавица была соседкой моего двоюродного брата
- Женился я на своей Ираиде быстро. Эта красавица была соседкой моего двоюродного брата Максима. Ей тогда 17 лет было. Увидел и влюбился! В нашу первую комнату мы вошли, таща за собой пустой сундук Ириного «приданого». Хохотали при этом до упаду! Мы вместе уже 63 года! У нас двое детей – Людочка и Андрюша. Андрюша наш погиб молодым, мы с женой воспитывали его сына, нашего внука Ванечку. Людочка, сейчас она Бурлаковская, живёт в Москве, сама уже давно бабушка. 

У нас всегда было много друзей. В выходные большой компанией с детьми отправлялись на мотоциклах, позже на машинах, за город. Я смолоду спортом увлекался, на коньках бегал, лыжи любил, немного теннисом занимался, хорошо освоил кинокамеру, фильмов у нас много. Ещё волнуют меня общественные заботы. Грустно, что наши дворы заполняют автомобили, не оставляя места для деревьев, цветников и мест для отдыха. Но это тема для отдельного разговора...
***
Вот такой он, неугомонный, быстрый и улыбчивый  Михаил Иванович Шепурев! Поздравляем вас с 90-летием! Здоровья, бодрости, хорошего настроения, семейных и общественных радостей вам!

Записала Татьяна БУКУРОВА

Юрий Валерьевич Спиридонов, главный конструктор Севмаша:
- Михаил Иванович умолчал о своих наградах, его у них множество! Для нас всех он Конструктор с большой буквы, знающий и грамотный. А ещё он остроумный. Как-то пришёл к нему один работник во время антиалкогольной кампании и «настучал» на коллег, с которыми ездил на картошку, мол, пили после работы. Шепурев спрашивает: «А работали-то они хорошо?» Тот отвечает: «Да, хорошо». «Тогда не грех и выпить!» И тихо добавил: «Поверьте, кампания эта обязательно закончится!» На днях в связи с юбилеем Михаилу Ивановичу будет вручена награда «Заслуженный работник предприятия», а это награда редкая! С юбилеем вас, Михаил Иванович!

Виктор Петрович Московских, ветеран ПКБ:
- ...Я тогда работал в группе ведущих конструкторов. Мы решали массу разных вопросов. У нас ко всем бюро бывали вопросы, а к бюро, которым тогда руководил Шепурев, не было. Отлично организовал Михаил Иванович работу своего подразделения. 

Позже, когда он стал главным конструктором, помню его завидную уверенность в качестве работы своих специалистов. На одной из проверок Иван Иванович Тищенко, легендарный начальник ОТК, пожаловался на наш чертёж, назвав его авторов «бракоделами». Шепурев же не сомневался в точности чертежа ни минуты. Но после проверки он вызвал меня, попросил подтвердить его правоту и, когда удостоверился в ней, отправил меня к Тищенко. Тот выслушал доводы и признал, что был неправ. Потом развёл руками и сказал: «Положил меня Шепурев на лопатки!» Вот так Михаил Иванович был уверен в своих!

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий