Новости Северодвинска и Архангельской области

Как медиков делили на «пашаевцев» и «калистратовцев»

22.11.2015
Изменить размер шрифта
Евгения Фёдоровна Короткова. Фото Владимира Ларионова

Несколько страниц из истории профсоюзной организации ЦМСЧ-58, отмечающей свое 70-летие.

Евгения Фёдоровна Короткова – освобожденный председатель первичной профсоюзной организации ЦМСЧ-58. То есть могла бы после первых своих выборов засесть в кабинете профкома и забыть про раны-травмы, операции и дежурства.

Евгения Фёдоровна - хирург. И все эти годы после всех отчетных конференций, на которых в очередной раз ее выбирали, продолжает работать по специальности.
«Как иначе я буду знать о проблемах коллектива?» – ее позиция. Правда, от дежурств с нынешнего сентября отказалась.

- Евгения Фёдоровна, а отношения у профлидера с начальством складываются?

- Не стану их идеализировать. Но стараемся прийти к компромиссу. В случае несовпадения мнений выражаем несогласие.

Исторические три минуты
Ленинское «Профсоюзы – школа коммунизма», скукотища собраний, билет с молоденькой фотографией – все, что осталось лично у меня на память от членства в профессиональном союзе. Потому что не повезло с лидерами, теперь так думаю.
Евгения Фёдоровна не из числа правильных до занудства женщин-активисток. «Она современная», - говорят коллеги. И еще много чего хорошего говорят.

«Полный дерибас» - излюбленная приговорка Евгении Фёдоровны в соответствующих ситуациях. «Дерибаса» хватает и сегодня, что уж говорить про безденежные девяностые, когда судьба и коллектив кинули доктора на профсоюзную работу. 

«В первый раз сижу на отраслевой конференции: один говорит - все понимают. А я ничего не соображаю», - теперь, конечно, смешно вспоминать. В безденежном 1992-м слезы тоже не лили, но тяжело было очень. Зарплаты нет. Надо что-то делать, говорят все. А что?

- Юрист посоветовал: «Письма куда-нибудь пишите». Написали. Много. А денег нет.
Зато активность какая: на конференции – стопроцентная явка, вопрос о подготовке «в прениях» отпадает, не остановить стихийно выступающих. Но единственный выход предложило только руководство – сократить около 500 работников, без малого треть медсанчасти.

- В первый раз мы тогда пошли к Давиду Гусейновичу Пашаеву. Без разрешения начальства. Это была последняя надежда.

Собрались после дежурства профсоюзные активистки и пошли. Одна из них, правда, отказывалась: «У меня кофточки приличной нет». Ничего, у коллеги заняла. В приемной врачам сказали: «У вас три минуты». Ровно столько и пробыли в кабинете Давида Гусейновича. 

- Позже было у нас к Пашаеву и другое обращение о сохранении кадров медсанчасти, видов и объемов медпомощи. Давид Гусейнович принял решение непопулярное, ведь его работники тоже без денег сидели. Он собрал совет директоров - Севмаша, «Звездочки», «Северного рейда», «Арктики», – и было принято решение о возмещении дефицита финансирования медсанчасти. Тогда весь наш коллектив разделился на «пашаевцев», «калистратовцев» и «федералов» по источникам финансирования. Денег, правда, все равно не хватало.

Хорошо, что не все молчат
Еще один эпизод из профсоюзной жизни ЦМСЧ. В 2007-м ждали обещанного правительством повышения зарплаты на пятнадцать процентов. Но Минздрав своим приказом урезал ожидание наполовину. 

- И к генпрокурору мы обращались, и во все партии. Ответная телеграмма от Миронова где-то лежит, написал, что поддерживает нас. Но все суды к чертовой матери мы проиграли и решили ехать в Верховный.

- Куда? – удивляюсь я, потому что еще не знаю, что позже и до Европейского суда северодвинские медики-профсоюзники добрались, правда, пока в письменном виде.

- В Москву, в Верховный суд. Сколько там народу обивает пороги - ужас!

- Пороги впечатлили?

- Очень красиво, все в мраморе. И буфет там самый дешевый.

«Ваша честь, не могу ответить на этот вопрос», - не раз сказал на суде представитель Минздрава, и тогда заседание перенесли. А в ЦМСЧ от столичного начальства понеслось удивленно-возмущенное: «Что у вас там творится?!» Результат: следующую зарплату медики получили в полтора раза больше. Через месяц – в два раза. И приказ, который оспаривали северодвинцы, Минздрав отменил.

В 2012-м «забыли» в постановление правительства о компенсациях проезда к месту отдыха включить федеральные учреждения. Добились и этого. 

- Вот и сегодня боремся за объективность спецоценки условий труда, в которую не включен биологический фактор.

- Евгения Фёдоровна, вам не кажется преднамеренной забывчивость авторов проектов?

- Могу допустить, что специально так делают, а дальше смотрят, промолчат люди или нет.

Хорошо, что не все молчат.

Что он дает?
- В этом году профсоюзное движение России будет отмечать 110-летие. И причины, которые привели к его созданию, остаются, увы, актуальными и сегодня: низкая зарплата, высокая интенсивность труда. Тридцать процентов работников ЦМСЧ-58 получают зарплату на уровне минимальной оплаты труда по региону. 
Это младший медицинский персонал. Но и врачам вкалывать приходится, чтобы дотянуться до показателей, о которых с гордостью докладывает власть. «На одну ставку есть нечего, а на две некогда», - шутка сегодняшнего дня. Да еще в отпусках, говорит профлидер, врачи подрабатывают, пока здоровье есть. 

- А молодежь вступает в профсоюз?

- Они к нам приходят, как правило, с «приданым» в виде ипотеки и кредитов. Так что даже один процент от зарплаты на взносы не все решаются потратить.

И все же больше половины коллектива - члены союза. Все они, как и члены их семей, застрахованы от несчастных случаев, когда бы, где бы они ни произошли. Это к вопросу «А что мне дает профсоюз?» Еще он «дает» вечера отдыха, спортивные меро-приятия, путешествия, профессиональные и творческие конкурсы… Можно бы было в честь 70-летия о них подробно и весело рассказать, но мы решили поговорить о главном: «Предназначение профсоюзов – это борьба за повышение качества жизни». И – конкретно: «Ни один работник, обратившийся к нам, не остался без помощи».

Евгения Короткова благодарит своих активистов, партнеров, помощников за труд и душевную отдачу. И поздравляет всех членов своей первачки с 70-летием организации.

Ольга ЛАРИОНОВА

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий