Новости Северодвинска и Архангельской области

И сад зацвёл…

06.08.2016
Изменить размер шрифта
Так выглядит парк сегодня. Фото Владимира Ларионова-мл.

Как пустырь превратился в заводской парк.

Заводской парк (санитарно-защитная зона Севмаша) был заложен на голом месте. И большая часть посадочных работ выполнялась силами общественности. Мне тоже довелось быть участником этих событий. И даже писать о них спустя 30 лет в газете «Город у моря» (предшественницы «Вечернего Северодвинска»). Теперь, когда с той поры миновало еще 25 лет, я решил, что воспоминания о парке будут небезынтересны и для нового поколения северодвинцев. Заслуживает внимания и предложение о присвоении парковой зоне имени Костюшко (в частности, об этом хлопочет общественная организация «Дети войны Молотовска»).

Не помню точно, весной 60-го или 61-го года, но вскоре после того, как строители сдали последнее, западное крыло заводоуправления, на одном из заседаний партактива директор завода Евгений Павлович Егоров заявил примерно следующее: «Хватит нам на работу ходить по пустырю, сами парк заложим, строителей ждать не будем! А командовать этим делом поручим товарищу Костюшко…»

Возвращаясь вечером домой и глядя на бывшее болото, ставшее совсем недавно, после рефулирования, громадным песчаным пустырём, видимо, не я один усомнился в том, что здесь вскоре увидим деревья и радующие глаз газоны, о которых с уверенностью говорил директор. Да и непонятно было, почему создание такого парка поручалось заместителю директора по производству. Ведь Иван Мартемьянович не агроном, не лесовод, а специалист по машиностроению. Пошутил, должно быть, директор.

Но в том, что это не было шуткой, вскоре убедились многие. Иван Мартемьянович, не уходя от своих основных обязанностей, горячо взялся и за новое дело. По всей санитарно-защитной зоне, а именно так официально назывался будущий парк, появилась дополнительная разметка. Специалисты из отдела капитального строительства разбили всю территорию на множество участков, за каждым из которых закреплялся какой-либо из отделов заводоуправления или даже цех. Костюшко проводил проверки и спрашивал за парк так же, как за поставку деталей на строящиеся корабли. По пустырю засновали самосвалы с чернозёмом. Саженцев из только что организованного городского питомника не хватало, и заводские гонцы отправлялись за ними по городам и весям.

Иной раз сотни людей работали на озеленении. Неутомимый Костюшко особой «данью» обложил заводских комсомольцев, требуя от них дополнительных субботников. Не избежали этой участи и подшефные школы, которые так называемую трудовую отработку проводили тоже здесь, на парковых работах. И дело сдвинулось. Даже самые ярые скептики поверили, что саду цвесть.

Но когда молодой неокрепший парк порадовал первой листвой, запестрели клевером газоны и лужайки, пришла беда. Выпало необычайно жаркое лето. Парк не огород, полить его из лейки невозможно. Не пустишь и поливочные машины. А трава выгорала, свертывались листья на деревцах и кустах под лучами солнца, палящими далеко не по-северному. Однако парк не погиб. Костюшко на свой страх и риск приказал завезти в зелёную зону трубы и смонтировать из них на живую нитку трубопроводы. Зелень ожила, жадно впитывала влагу земля…

Прошло ещё несколько лет. К 70-м годам парк вовсю выполнял свое предназначение. И радовал прохожих не только шелестом тополей, но и белой кипенью цветущей черёмухи и даже яблонь. На заводе появились агрономы, специалисты зелёного строительства, принявшие тот зелёный уголок под своё заведование. Но старожилы наверняка помнят, что ещё много лет после этого санитарно-защитную зону Севмаша в народе называли парком Костюшко. Называли не иронично, а на полном серьёзе, выражая признательность человеку, вложившему свой труд и энергию в столь важное и полезное дело.

Александр БУРЛОВ

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий