Новости Северодвинска и Архангельской области

И рады мы проказам матушки зимы!

25.02.2018
Изменить размер шрифта
Накануне зимних каникул я спросила двенадцатилетнего питерского внука: «Какие у тебя планы на каникулы? Небось каждый день расписан по минутам?» Сашка недоуменно уставился на меня: «Бабушка, как это расписан? Родители работают, я буду дома. Компьютер, телевизор, телефон, собака… Вот и всё. Может, в выходные с папой куда-нибудь съездим…» Грустно мне стало, и я вспомнила наши зимние каникулы в Северодвинске 60-х.


Дневники с синими билетами
Последний день перед зимними каникулами мы, младшие и средние школьники, с нетерпением ждали по двум причинам. Во-первых, «Ура, каникулы!» - так было написано мелом на старом, обитом железом гараже, что стоял в нашем дворе по пути в школу. Во-вторых, в этот день нам выдавали дневники с оценками за полугодие, но не этого мы ждали, поскольку отметки часто оставляли желать лучшего. Мы ждали совсем другого: билетов в кино и приглашений на новогодние ёлки. Под задней обложкой дневника всегда лежало заветное: списки мероприятий на каникулы и синенькие билеты в кино в «Родину» на детские сеансы – никак не меньше пяти.

Столько фильмов мы смотрели в каникулы! Кроме того, там мы находили открытки-приглашения на ёлки с обязательными сладкими подарками. А дома мама с папой приносили ещё приглашения на ёлки, организованные их заводскими профкомами. Нас приглашали в музыкальную школу на концерты, в Дом пионеров на Республиканской, в клуб Горького, в заводской ДИТР и в Клуб строителей. Были ещё лыжные соревнования, массовые катания на катке спортклуба «Север» и, конечно, наши игры во дворе: строительство снежных крепостей, прыжки с высоких двухэтажных сараев в специально подготовленные сугробы с мягким снегом.

…А как стемнеет, из всех окон мамы кричат: «Домой!» Плетёшься нехотя, но мама сразу не пускает, выдаёт нам в подъезд веник: «От снега хоть отряхнитесь!» И чистишь валенки, тёплые штаны с начёсом от налипшего и сбившегося в твёрдые комки снега, вытряхиваешь снег из-за ворота и с шапки. Дома горячий чай с бутербродами - и спать… А утром снова вместе с друзьями несёшься по весёлому кругу: кино – ёлка – каток - лыжи, снежки и ещё много-много всяческих радостей долгожданных зимних каникул.

Жаль внуков наших, лишены они такого яркого и запоминающегося радостного детства, никакой супергаджет не заменит этого!


Снегурочка в резиновых сапогах
В нашей седьмой школе в 60-х был замечательный драмкружок, мы ставили спектакли, участвовали в конкурсах чтецов, а мне даже повезло побывать Снегурочкой на ёлках у малышей.

Я тогда училась, кажется, в восьмом классе. Наша руководительница Стелла Вадимовна даже встретилась с моей мамой, поскольку мне нужен был костюм, а мама хорошо шила. Костюм получился на славу! Бирюзовый из подкладочного атласа. Юбочка с отделкой белым атласом по подолу, жакетик тоже с белой отделкой, а снегурья корона была просто потрясающей. Папа вырезал её из картона в форме снежинки, оклеил белой бумагой и украсил разноцветными осколками от ёлочных игрушек. Мама выдала мне свою приплётную косу. Красота получилась сказочная! Не было только белых сапожек. Но мама и тут нашла выход: летом в Москве она купила себе изящные резиновые сапожки белого цвета. Да ещё и на небольшом каблучке. Совершенно очаровательные по тем временам…

Я была счастлива! Мои утренники для малышей проходили на ура. Наш неизменный Дед Мороз - старшая пионервожататая Галина Ивановна Панибратченко, весёлая украинка с низким и громким голосом, была вполне довольна своей внучкой Снегурочкой! Я, как заводная, скакала с детьми в хороводах, громко звала заплутавшего Деда, проводила конкурсы, выдавала подарки, пела и читала стихи. Собираясь на третий день на утренник, я обнаружила, что не могу надеть сапожки. От долгого пребывания в резине ноги мои распухли и сильно заболели. Но отменять праздники для детей никто не станет, и я героически опускала ноги в холодную воду и снова в резину, а вечером мама делал мне компрессы. И я-таки отстояла эту непростую снегурочью вахту в те памятные зимние каникулы. С тех пор я очень не люблю резиновые сапоги, даже в совсем мокрую погоду я предпочту промочить ноги, чем надеть их. Вот такая получилась история Снегурочки…


В телогрейках и в пуховых платках
На коньках тогда катались все. По выходным стадион «Север» (теперь «Энергия») сверкал огнями массовых катаний и уже на дальних подступах к нему слышна была музыка. В тёплых раздевалках всегда было тесно и душно, и большинство катающихся граждан переодевались прямо на заснеженных ступеньках трибун. Сбрасываешь зимнее пальто, остаешься в тёплом свитере, под ним ещё пара-тройка кофт и маек, потуже завязываешь пуховый платок, подтягиваешь рейтузы или теплые штаны с начёсом - и вперёд в круг. В шапочках вязаных тогда катались очень немногие, а курток в их сегодняшнем понимании не было почти ни у кого. Помню, было время - вдруг стали модными фуфайки или ватные телогрейки, вот в них и катались.

Появилась как-то на стадионе девочка лет пятнадцати в синей короткой юбочке, красивом с узорами свитере в обтяжку и в белой шапочке - и как принялась вертеть пируэты на льду! Невиданное в те годы зрелище! И коньки-то у неведомой красавицы были на белых ботиночках, и не «снегурки» и не «хаги» на грубых чёрных ботинках, как у нас, а настоящие фигурные! Как мы ей завидовали! Такой она была волшебной и спортивной…

Правда, восторгались мы недолго, некогда было - зимние вечера короткие. Надо было с друзьями вволю накататься паровозиком или шеренгой, погонять на скорость, похохотать со знакомыми мальчишками. Надо сказать, порядок на катке был образцовый: огромное количество конькобежцев всех возрастов двигались в одном направлении, не мешая друг другу, не толкаясь. Настроение было замечательным! Мороз, ветер в ушах, музыка, друзья, скорость! Настоящий праздник.
А рядом с большим катком располагалась коробка для хоккеистов. И в очень многих городских дворах были оборудованы такие коробки, на них можно было просто покататься вечером. И лыжня была проложена в скверике между школой №7 и домом 13 на проспекте Ленина, и в городском парке, и в заводском, что возле заводоуправления, и на Яграх, и много ещё где. Катайся - не хочу! А уж горки деревянные и ледяные зимой были в каждом дворе…

Сейчас депутаты голову ломают, как благоустроить город, а ведь всё просто. Может, просто вспомнить то, что уже было? И улучшить, если получится! Дерзайте, господа депутаты!


Лев Иванович и физра на лыжах
Наш учитель физкультуры Лев Иванович Коловангин был мужчиной красивым и строгим. Яркий, высокий, в синем спортивном костюме, с громовым голосом. Попробуй не пойди на физру на лыжах! Мало не покажется! Вот и тащишься в школу с портфелем, лыжами, палками, ботинками, спортивной формой. На перемене десять минут, чтобы переодеться, - и быстрым шагом в парк. И два урока по 45 минут Лев Иванович терпеливо обучает попеременному двухшажному ходу и прочим лыжным премудростям, устраивает соревнования на время.

Мы, старшие школьницы, без особого азарта занимаемся, но и нахально отлынивать нам тоже не удаётся. Лев Иванович вездесущ, он всех видит и слышит. Лентяи, и те ускоряют неказистый пока попеременный двухшажный, проходя мимо красавца учителя. Вот так и выучились мы все правильно ходить на лыжах, спускаться с горок холмистой Лаи, а особо одарённые даже побеждали на различных соревнованиях. И заметьте, редчайшим случаем было, чтобы родители отпрашивали нас от физры на лыжах. Это было не принято. Урок есть урок, и будь любезен присутствовать. Уроки Льва Ивановича помнят по сей день многие ученики нашей седьмой школы. Светлая вам память, Лев Иванович, славный наш учитель физкультуры!


* * *
Я и половины не рассказала о зимних наших делах в школьные годы. Может, и читатели расскажут о своих школьных зимних забавах и радостях, пока зима не кончилась. Ждём ваших писем с увлекательными рассказами.

Татьяна БУКУРОВА


         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий