Новости Северодвинска и Архангельской области

И помашет своим с балкона...

12.05.2018
Изменить размер шрифта
13 мая Раисе Андреевне Котельниковой исполнится 90 лет.

Парад Победы на Яграх Раиса Андреевна Котельникова будет принимать со своего балкона. Праздничная колонна заводчан всегда проходит мимо её дома. Свои обязательно помашут участнику Великой Отечественной войны. Их на «Звёздочке» осталось всего четверо из 343.

В честь Пушкина
«Здравствуйте!» - кричу с порога совершенно зря, можно было и нормальным голосом познакомиться. Перестаралась я с учётом возраста хозяйки. 13 мая Раисе Андреевне исполнится 90 лет. Сестра её, младшая, тоже родилась в этот день. Из семерых братьев и сестёр только им долгая жизнь выпала - пример для тех, кто портит себе жизнь суеверием.

Живёт Раиса Андреевна в маленькой чистой квартирке одна. Но дочка навещает каждый день.

- Старшая Татьяна. А младшую зовут Ольгой.

- И кто из родителей Пушкина любил?

- Я. И сейчас читать люблю, правда, уже с очками.

…В четвёртом Раином классе её семья переехала в Молотовск. Сколько слёз она тогда пролила: «Мама, поехали домой в Маймаксу».

В Маймаксе было красиво, зелено и дом был, а тут барак после заключённых, болото и мосточки. Упади с них, так, кажется, утонешь. Одно хорошо: за клюквой никуда ходить не надо было, росла под окнами.

Теперь для Раисы Андреевны Ягры - лучшее место Земли.

- Здесь дышать легче. Не то что у вас в городе.
- А Маймакса?
- И не вспоминаю.

«Я с тех пор мелкую картошку люблю»
Окончила Рая семь классов и пошла работать. В семье после неё ещё шестеро, в стране уже война, отец на фронте. Не на что учиться. Классная руководительница не поленилась домой к Чураковым прийти, попробовать объяснить: нельзя Рае, умнице такой, бросать учёбу. А мама, не знавшая грамоты женщина, ей про своё: даже обуться дочке не во что, чтобы до вашей городской школы дойти. Восьмого класса на Яграх тогда не было.
Пятнадцатилетнюю девчонку даже на переборку картошки не хотели брать. Помогла фамилия. 

«Отец у тебя не из Двинского Березника?» - спросил небольшой начальник и устроил дочку земляка в воинскую часть, в овощехранилище. Потом с ещё одной девочкой перевели её в офицерский салон. Так красиво называлась столовая для командного состава, который учили на Яграх и отправляли на фронт. От общепитовской элиты в ней были круглые столы, салфетки и правила сервировки. Правда, алюминиевыми приборами и железными мисками. Относительно остального города кормили командный состав хорошо.

Извиняясь, спрашиваю Раису Андреевну: а домой, где голодно было, можно было что-то принести? «Папин земляк сразу сказал: никогда, ничего, я сам привезу». И привозил большой семье фронтовика, что дозволялось. «Я с тех пор мелкую картошку люблю».

Работа в воинской части дала Раисе Андреевне право на звание участника Великой Отечественной войны.

«Потому что молодая была»
Вспоминает Раиса Андреевна, как бомбили фашисты Архангельск, а оставшиеся бомбы, говорит, в море бросали. И что страшно тогда не было ни от далёкого грохота, ни от близкой опасности – никто же не знал, куда смерть может угодить завтра. «Молодая потому что была, вот и не боялась». Хотелось жить. И даже танцевать в свободное от работы время. «Ой, танцы под духовой оркестр – одно удовольствие». А любить тогда совсем не хотелось.

- Я же совсем девчонкой была. Бегал за мной такой офицерик Сашенька. Однажды он меня поцеловал. Я испугалась, со слезами к маме прибежала: «Грех-то какой…»

- И что мама?

- Рассмеялась. И девчонки надо мной смеялись.

Отец, Андрей Степанович, вернулся домой ещё до победы. Ранило его в голову в Польше. Долго лежал в ленинградском госпитале. Война уже к концу шла, на фронт не вернули. Отправили домой инвалида второй группы. О том, что пережить пришлось, никогда не рассказывал.

Почти в каждом доме, куда отцы вернулись, терялись в детских причиндалах медали с замусоленными планками. Мало кто из фронтовиков их берёг и носил. И Андрей Степанович отдал детям свои награды, много их было. Умер он рано, не дожив и до шестидесяти.

…Вернувшись с войны, отец не посмотрел, что у дочки хлебное место: «Никакой работы, учиться надо». Отправил Раю на городские курсы бухгалтеров.

Когда работать начала, тоже каждый день с Ягр в банк бегала. Только в день зарплаты начальник давал лошадь с подводой.

Морской пехотинец
В первый раз поцеловавшись с будущим мужем, маме рассказывать Рая уже не побежала. Аркадий Михайлович её тоже всю войну прошёл, в морской пехоте. И тоже молчком потом про пережитое. Рассказал только, как страшно было, когда чуть не посадили. Нечаянно руку сам себе поранил. Тут же забыли про прежнюю храбрость, в анкету посмотрели. А там – «кулацкий сын». Значит, самострел?

У родителей его в Матигорах было крепкое хозяйство, всё отобрали, из дома выгнали, приспособив его под сельсовет. Когда стали замаливать грехи советской власти, предлагали наследникам горя половину дома отсудить. Но семья решила не делать этого.

Доказал морской пехотинец, что не специально сам себя ранил. Дозволили ему дальше Родину защищать.

- Красивый он был, аккуратный, - вспоминает Раиса Андреевна молодым мужа. – А танцевать не любил.

Она-то ещё со школы, там учили этому, и вальс-бостон умела, и фокстрот, не говоря про модную кадриль. И так хотелось покружиться, когда незамужние подружки на танцы бежали, а у неё дочка маленькая. Прямо до слёз.

- Муж посмотрит на меня: «Беги, я с дочкой посижу».

Не забывают
Работала Раиса Андреевна бухгалтером в подсобном хозяйстве, лесхозе, конторе благоустройства и даже в похоронном бюро. А потом - в ЖКО «Звёздочки» диспетчером.

- Если что-то случалось, - говорит о нарушениях дисциплины мужчинами в связи с выпивкой, - никогда не предавала слесарей. Сама с ними разбиралась. Если доложить начальству, премии лишат, а у всех семьи. За детей их переживала… В 1996 году ЖКО стало муниципальным предприятием. А нас, пенсионеров, оставили ветеранами «Звёздочки», спасибо большое за это.

Потому что от завода и внимание, и помощь денежная на ветеранский день, к юбилеям, обязательно ко Дню Победы. Сейчас вот вместе с подарком поздравление от директора Марычева передали. Предыдущее к 9 Мая, подписанное Калистратовым, у Раисы Андреевны к стенке пришпилено, рядом с иконами. «И Путин каждый год поздравляет». Путин бабушке очень нравится.

«Каждый раз слёзы»
Первый День Победы Раиса Андреевна, конечно, помнит:

- И никогда не забуду. Прекрасный тёплый день. Нас отпустили с работы. Побежали к Дому Советов, хотя никто никого не собирал. В сарафанах туда убежали, а назад – дождь со снегом. На праздник весь город собрался, кто смеётся, кто плачет, потому что ждать уже некого... Молодая была, не осознавала, какой на самом деле это день. Это сейчас каждый раз слёзы.

В семьдесят третий День Победы выйдет Раиса Андреевна на балкон, помашет своим и поплачет, вспоминая отца, мужа, может быть, и Сашеньку, бог знает какая у него была судьба.

Ольга ЛАРИОНОВА
Фото Владимира Ларионова
Газета "Вечерний Северодвинск", 19-2018

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий