Новости Северодвинска и Архангельской области

«Голуби, мои вы милые...»

05.02.2017
Изменить размер шрифта
Виктор Васильев и его любимцы

Кто разводил в былые годы и разводит теперь этих птиц в Северодвинске.

Может, кто помнит песню про Витю Черевичкина, который жил в Ростове и «в свободный час... голубей любимых выпускал»? Когда я её слышала, то представляла голубятню в нашем дворе, что между домами 17 и 19 на проспекте Ленина. Мы, малышня, разинув рот, наблюдали, как парни и взрослые дядьки гоняли голубей, размахивая длинными шестами с привязанными к ним тряпками. И наполняли небо шумом крыльев красавцы голуби...

Недавно в поезде Вологда - Архангельск попутчица рассказала мне о своём родственнике - северодвинце Сергее Федотовиче Сторожике, завзятом голубятчике (именно так он называл себя). Как выяснилось, наши северодвинские любители голубей хорошо знали этого увлечённого человека.

Лимонные, кофейные, красноплечие…
В наш город Сергей Федотович приехал из Архангельска в 1972 году, до 1987 года работал капитаном-механиком самоходной баржи, после выхода на пенсию был пожарным во Дворце культуры строителей. С голубями прошло Сережино детство в Соломбале. Первые его птицы были породы чёрный павлин и вертун. Позже он вспоминал:
- В то время в Соломбале были знаменитые голубятчики. У Гриши Карельского были красивые голуби - розовые с алыми бантами. Да ещё один старичок держал голубей редкой породы белые курносые и пегие москвичи, у нас их называют красноплечими. А ещё в Архангельске до войны немцы, что жили в немецкой слободе, привозили красивых редких голубей для себя и на продажу. А когда война началась, пришел голод, и голубей стали есть. Голуби в Архангельске пропали, но чью-то жизнь они, возможно, спасли…

В 1972 году семья Сторожика переехала в Северодвинск вместе с птицами. Покупал он их в Ленинграде, Мичуринске, Москве, Крыму, Риге, молодняк продавал или обменивал. Сергей Федотович серьёзно голубями занимался, много читал о них, причём находил очень редкие и дорогие книги, выписывал специальные журналы, поддерживал связь с голубятчиками в России. Он научился путем селекции выводить голубей лимонных, кофейных, чёрных и даже сиреневых.

В Северодвинске у Сторожика была голубятня, которая несколько раз меняла прописку. В 1988 году он добился разрешения поставить голубятню в посёлке возле ДК строителей. Там на втором этаже у него жили лётные птицы, а короткоклювые – внизу, всего сто штук! В Северодвинске Сергей Федотович стал председателем организованного им общества голубеводов. Со слов Сторожика, в 60-80-е годы в Северодвинске было много голубятен, но их ликвидировали, взяв под одну гребёнку с бесхозными сараюшками.

В трудные 90-е средств на птицу Сергею Федотовичу стало остро не хватать, пришлось голубей продать. Оставил Сторожик себе немного почтарей и китайских чаек и решил заняться ставшими вдруг модными попугаями и кенарями. И в этом деле он стал настоящим селекционером, научился разводить птиц под заказ (учитывая цвет крыльев, клюва, грудки и другое). Около ста птиц держал он дома тогда, они всю семью кормили. Но как только появилась возможность, он стал восстанавливать свою голубятню.

Каких только голубей не было у Сергея Федотовича: почтовые чайки, орловские, черноплечие, красноплечие немецкие выставочные, монахи, сороки, бывали и орловские (названные так в честь графа Орлова), и короткоклювые двухчубые, и красавцы турмана. Любоваться на его голубей приходили знатоки и любители...
Сегодня Сергея Федотовича уже нет с нами. Но очень многим в городе запомнился этот увлечённый человек!

На свадьбы, праздники и просто для радости
У Вити Васильева в детстве в Курске было много голубей, увлёкся он ими не на шутку. Когда приехал он после армии в Северодвинск, то не сразу вернулся к детскому увлечению. Только в 2001 году Виктор Николаевич Васильев купил голубятню у Сергея Федотовича Сторожика.

В нашей беседе Васильев посетовал, что уходит это увлечение, совсем мало голубятчиков стало:
- Старые уходят, а молодым, видно, неинтересно этим делом заниматься. Да и такого количества пород, как у Сторожика, теперь нет ни у кого. Сейчас у меня есть 14 белых голубей, да ещё в посёлке азербайджанцы имеют голубятни. Какие у меня породы? Скорее всего, смешанные да три-четыре пары почтовых. В детстве у меня и китайские чайки, и крестовые монахи, и николаевские, и русские почтовые были...

На вопрос, зачем ему такое непростое и затратное увлечение, ведь это ежедневная чистка голубятни, недешёвая кормёжка, выведение молодых голубят из яиц, защита от хищников, Васильев ответил просто:
- Для радости…

О голубях Васильев говорит, как о людях:
- Мои своих голубят кормят, жалеют, а птицы породы китайские чайки - неважные родители. Снесёт их голубка два яйца - выхаживают только одного, а другой погибнет. Так я тихонько второе яйцо другой паре подкладываю. Да ещё у нас недавно ястреб появился, охотится на голубей, надо защищать.

Иногда берут у него голубей организаторы свадеб. На 70-летие Победы тоже брали 14 голубей, остальные 56 были из Архангельска.

Васильев рассказал, что, оказывается, теперь не все голуби возвращаются к хозяевам. Это раньше они возвращались, хоть в Америку их увези. А теперь - только половина. Учёные выяснили, что виновато в этом воздействие магнитных полей, в том числе и от мобильных телефонов. Это поле и сбивает голубей с пути. Так вот все голуби праздничные всегда возвращаются к своему хозяину – Виктору Николаевичу Васильеву. Заботливый он хозяин!

И подрастает у него новое поколение голубятчиков - внук Марик учится в первом классе. Он иногда вместе с дедом ходит ухаживать за голубями, расспрашивает об их повадках, нравится ему с ними возиться. Может, и не пропадёт в Северодвинске это замечательное увлечение. Пусть снова, на радость взрослым и детям, будут улетать голуби «в облачную высь», как в старой песне про Витю Черевичкина.

При подготовке материала использованы воспоминания родственницы Сергея Сторожика Елены Ивановны Вергуновой (г. Нарьян-Мар).

Из размышлений Сергея Сторожика

«У голубятчиков есть свои неписаные законы. Если голубь чужой к кому-то залетел, его можно отдать хозяину за половину стоимости, а если голубь понравился, можно и не возвращать. Хозяин уже не имеет на него прав. Иногда два голубятчика обмениваются голубями с условием, что выпускают их через месяц. Если выпущенный на волю голубь вернётся к новому хозяину, там он и останется. А если к первому, то остаётся у него навсегда и деньги возвращать не будут».
* * *
«Голубь - птица сама по себе статная, красивая, оперение яркое, на солнышке переливается, когда правильно кормишь, у перьев образуется богатый блеск. В своей голубятне я знаю родо-словные голубей на память, кто от кого. Это удовольствие и обязанность постоянная дают силы держаться, и я не хочу избавляться от птиц. С юности и до могилки с птицами – это идеал моей жизни».
* * *
«Иной раз купят люди птицу, а ухаживать за ней не могут. Бывало, выкупал я у своих покупателей 
почти лысых птиц и выхаживал их. Ведь когда корову берут, о хлеве подумают сперва, а многие покупают птицу, а о клетке даже не позаботятся…»
* * *
«Когда человек наблюдает за животными и птицами, он отрешается от забот мира. Это стресс снимает, и все трудности забываются. Выпустишь, бывало, птицу, любуешься на её полёт, смотришь, как она летает, как садится, – очень это успокаивает…»
* * *
«Голубеводство – это удовольствие для души. Даже если это удовольствие заставляет мешками закупать зерно, жить по распорядку – два раза в день кормить, регулярно прибирать, да мало ли чего… А смотришь на них и не налюбуешься никогда их красотой!»

Татьяна БУКУРОВА
Фото Владимира Ларионова-мл.
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий