Александр Огарков в отцовской фуражке
Получив в молодости этот совет, Александр Огарков следует ему всю жизнь.
1971 год. Актовый зал АЛТИ набит до отказа. Зрители стоят вдоль стен и в проходах. Сегодня конкурсный вечер факультета механической технологии древесины. На сцене два ведущих – Сергей Тырин и Александр Огарков. Молодые остроумные парни с первых секунд берут зал в свой плен. Шутки на злобу дня, экспромты на грани фола и почти непрекращающийся хохот и аплодисменты в зале. Становится ясно, чьим будет первое место в конкурсе…
Так я познакомилась с этими творческими ребятами. Они были прекрасными музыкантами, организаторами студенческого театра, бойцами студенческих строительных отрядов (а Сергей Тырин был одним их самых известных в то время командиров ССО Архангельской области). Мой рассказ об Александре Игоревиче Огаркове – уроженце Архангельска и северодвинце уже с сорокалетним стажем. Предоставляю ему слово.
Отцова фуражка
- Отец мой, коренной архангелогородец Игорь Алексеевич Огарков, был капитаном дальнего плавания в траловом флоте, а позже трудился в «Рыбакколхозсоюзе» на среднем рыболовном траулере, как он говорил, ловил селёдку в Атлантике. Папа прошёл всю войну, закончил её в Германии, в Ростоке. С детства запомнился мне один его рассказ о Германии. Их подразделение разместилось в небольшом имении у «фрау» (так наши бойцы называли хозяйку), которая, поняв, что эти русские не причинят зла ей и её семье, относилась к ним хорошо. Даже кормила их фазанами, которых парни ловили в ближайшем парке.
Отец был интересным человеком, о нём много можно рассказывать. Вот хотя бы такой эпизод. Отец любил шить фуражки, причём шил их друзьям бесплатно. Поскольку человек он был обстоятельный, то и делал на «пятёрку». Сначала творил макет фуражки из бумаги, потом кроил ткань и сшивал детали. Особое удовольствие было в чистовой отделке. Козырёк отец делал обязательно кожаным, никакой пластмассы. Ленты покупал английские с дубовыми листьями, а «капусту» (так моряки называли флотскую эмблему на околыше) раздобывал самую лучшую. Отменные у отца фуражки получались. Одну из них я берегу по сей день.
В те послевоенные годы в Архангельске на улицах можно было встретить очень много моряков – военных, гражданских, курсантов. И все они были в форме, по которой архангелогородцы без труда узнавали об их принадлежности к флотскому миру. Сейчас произошло обидное «разморячивание» Архангельска. А ведь было время, когда об архангельских моряках весьма уважаемый мной писатель Юрий Казаков вспоминал в одной из своих книг. Он писал, как в 50-х вереницы такси развозили вечерами моряков после отвальной в порт Экономия на суда…
Секреты остроумия
Сцена и музыка всегда были для меня главной составляющей юности. Музыкального образования у меня нет, но чувство ритма врождённое. А это для музыканта главное. На фортепьяно я выучился играть сам. И играл вполне прилично. Потому в самодеятельности АЛТИ мы с другом Сергеем Тыриным начали заниматься сначала в оркестре. Опыт этот у нас уже был, мы играли в оркестре Дворца пионеров, с ним мы даже были в знаменитом пионерском лагере «Орлёнок». Серёжа играл на саксофоне, а я на басу (труба такая). Потом был студенческий театр. Ребята подобрались талантливые! Кстати, с нами тогда занимался наш однокурсник Толя Ефремов - будущий губернатор Архангельской области. Хороший был парень. Жаль, ушёл рано…
Поначалу нашим актёрским образованием занялся Виктор Панов, теперь известный режиссёр, а потом Виктор Будыто - выпускник Киевского эстрадно-циркового училища. Он многому нас научил, отрабатывал каждый жест, движение и слово. «Главное - быть на кураже!» - говорил он. И мы старались!
Помню, был у нас с Серёгой такой номер - «У попа была собака». Этот нехитрый сюжет мы разыгрывали в разных жанрах – кино, телевидение, оперетта, цирк. Всё получалось весело и остроумно. Всё, кроме… цирка, о котором в сценарии отмечено: «На сцене два дегенерата с петушиными голосами». Ну никак не шёл у нас этот цирк, и всё тут. Я прочёл даже классические эстрадные труды «Секреты остроумия» и «Философия клоунады». Они ли помогли, или просто в ходе репетиций мы отыскали ту самую изюминку, но пришёл час, и от нашего «цирка» зрители хохотали до упаду! Мы даже в опере себя попробовали. «Райские яблочки» называлась. Сергей был Адамом, а я Евой. А музыка – сплошные цитаты из «Запорожца за Дунаем» композитора Гулак-Артемовского. Вот уж где куража пресловутого было хоть отбавляй! Мы просто жили на сцене. Наша пара Тырин - Огарков в те годы призы всех мыслимых и немыслимых конкурсов собрала.
После института у меня была Цигломень, где я преподавал в ПТУ, и с агитбригадой цигломенского Дома культуры, с его джазовым оркестром и танцевальной группой мы объездили всю Архангельскую область. Несколько раз нашу весёлую компанию для пущей важности «укрепляли» лектором-международником. Мы давали концерты (иногда по два за день) плотогонам, лесорубам, речникам и землечерпальщикам. Хорошее было время, и люди с нами были классные. Один наш директор ПТУ Евгений Петрович Хмелёв чего стоил – творческий, яркий человек. Светлая ему память!
Север – понятие широкое
В Северодвинск мы с женой Таней и дочкой Женей приехали почти сорок лет назад. Теперь это мой город, здесь мы работали, здесь выросла наша Женя и родилась любимая внучка Ирочка.
И здесь был осуществлён мой любимый проект – издание журнала «Культура – Nord». Задачей нашего издания была популяризация богатейшей северной истории и культуры. Мы, его авторы, хотели, чтобы журнал стал доступным во всех уголках России, чтобы его читали люди, неравнодушные к Северу, и увлекали новыми знаниями своих детей и внуков. Север, на мой взгляд, понятие более широкое, чем только наше Поморье. Я уверен, что вся цивилизация и история человечества вышла с Севера.
Сколько интересных людей встретил я за годы издания журнала! Эрудированная Ольга Болдырева – библиотекарь ДОФа, врач и писатель Игорь Якушев (он вёл в журнале рубрику «Диагноз - гениальность»), архитектор и знаток северной культуры Юрий Барашков, профессор САФУ Павел Лизунов, завкафедрой всеобщей истории Андрей Репневский, историк из Нарьян-Мара Юрий Канев. Высокую оценку журналу дала наша замечательная поэтесса Инэль Яшина. Да всех и не перечислить. Наш журнал был удостоен знака «Золотой фонд прессы» и получил высокую оценку руководства Государственного музея имени Пушкина (Москва).
Помню встречу с французом Жоржем Нива, человеком, влюблённым в Русский Север, говорившем на хорошем русском языке. Название нашего журнала «Культура - Nord» его особенно тронуло, латиница во второй части, по его мнению, говорила о широте наших культурологических подходов в теме Севера.
Встреча с итальянским учёным обогатила нас новыми знаниями о Севере. От него (к сожалению, я забыл его имя) мы узнали, что при Иване Калите Север был «итальянским». Купцы генуэзские приезжали и частенько оставались жить и торговать в наших суровых местах. В музее Генуи есть подробная старинная карта Поморья, где указаны поселения того времени, например Мезень. Кстати, наше словечко «фря» произошло от слова «фряжский» или «фрязин», - так раньше именовали итальянских гостей. И фамилии Панины и Фрязины, вероятно, произошли от итальянских Панини да Фрезини. А когда он услышал, что мою учительницу звали Фелицата Петровна, он просто ахнул: «Да это ж наша Феличита!»
Мы даже планировали выпустить специальный итальянский номер. Оказалось, что в областном музее хранится немало материалов, посвящённых этой теме. Но, увы, финансовое наше положение становилось всё более шатким, на большие тиражи выйти не удалось, а время было непростое. Спонсоры не нашлись, и журнал пришлось закрыть.
Вот бы возродить его! Ведь Север – это просто кладезь информации о культуре и истории. Это и этнография, и научные поиски, и речь поморская, и великие земляки, и дивной красоты наши пейзажи. К этому делу я вернулся бы без минуты сомнения, а уж людей нужных нашли бы обязательно! Ведь надо учитывать, что интерес у населения области к нашей истории с каждым днём растёт. Хорошо бы нашлись меценаты, честь и хвала была бы им во веки веков!
* * *
Покидая гостеприимный дом Александра Игоревича, я с жадным удовольствием прошлась взглядом по богатой библиотеке этой семьи, увидела более тысячи виниловых пластинок с любимой музыкой Александра – операми, симфониями, джазовыми композициями, и всё в исполнении лучших музыкантов мира.
…На кухне остался недопитый чай и недоеденный кусочек потрясающего фирменного огарковского лимонного пирога; возле музыкального центра - диски с записями Сары Брайтон и Фрэнка Синатры, с оперой Гершвина «Порги и Бесс» и самыми известными в мире диксилендами. Я ещё не посмотрела Сашины фотографии, в этом он тоже отменно разбирается.
Вот такой интересный человек, остроумный, эрудированный и превосходный рассказчик, живёт в нашем городе, живёт «на кураже», стараясь радоваться жизни и радовать своих близких людей, несмотря ни на что. Доброго здоровья тебе, Александр Игоревич! Пусть сбудутся твои мечты!
Татьяна БУКУРОВА
Фото из архива Александра Огаркова