Новости Северодвинска и Архангельской области

«Где сам черт не пройдет…»

17.12.2014
Изменить размер шрифта
1960-е годы. В Амбурские по кородской тропе. Из личного архива Ю.К. Зажигина.

120 лет назад родилась Ксения Гемп. Разносторонне одаренный человек, она внесла вклад и в изучение истории окрестностей Северодвинска.

17 декабря – день рождения Ксении Гемп, ученого-биолога, историка, этнографа, фольклориста, краеведа, Почетного гражданина Архангельска, почетного члена Русского географического общества. Этому событию будут посвящены научные чтения «Русский Север: история и современность» в Архангельске.

Прозвучат доклады о вкладе К.П. Гемп в альгологию – науку о водорослях, об историко-краеведческой деятельности Ксении Петровны. Автор этих строк представит доклад «Некоторые аспекты исследования истории Амбурского скита в свете публикации в книге К.П. Гемп «Сказ о Беломорье».

Многим северянам знакома книга «Сказ о Беломорье», вышедшая в 1983 году. Написанная простым языком, увлекательно, с большим количеством этнографического материала, она сразу обратила на себя внимание читателей. В ней целый раздел «В памяти поморской» посвящен старообрядчеству на Русском Севере. По сути, К.П. Гемп для нас была первооткрывателем этой темы. За свою долгую и интересную жизнь она совершила немало поездок по Поморью, сохранив массу ярких впечатлений.

К.П. Гемп вспоминала: «Посчастливилось мне, я побывала в одиннадцати скитах. В Амбурском женском ските, лежавшем близ тракта между деревней Рикасихой и деревней Кудьмой, я бывала три раза». Впервые Ксения Петровна побывала в этих местах в девять лет вместе с бабушкой и сестрами еще в 1903 году. О двух других поездках, в 1913 и 1916 годах, в книге рассказывается подробно, Гемп удалось посетить деревню Большую Короду (бывший Большекородский скит), Пертозерский и Амбурский выселки. И хотя к тому времени скиты прекратили свою деятельность (как пишет К.П. Гемп, «изжили себя»), она интересно и живописно передает атмосферу путешествия, рассказы очевидцев, многочисленные встречи, личные впечатления, фиксирует быт, одежду, речь. Гемп не была историком старообрядчества. Но ее воспоминания, опубликованные спустя 70 лет после посещения бывших скитов, очень интересны.

C 2000-х годов сотрудники северодвинского музея начали изучать историю старообрядческих поселений, расположенных когда-то в окрестностях Северодвинска. Между первым путешествием К.П. Гемп и первой этнографической экспедицией музея в Амбурские прошло почти сто лет! Наше практическое знакомство с этим удивительным местом состоялось в 2002 году. К тому времени постоянных жителей там уже давно не было, сам хутор Амбурский еще в 1975 году был исключен из учетных данных населенных пунктов Архангельской области. Затем были организованы экспедиции на Пертозеро, в деревни Белое и Корода – в места расположения бывших старообрядческих скитов. Мы прошли те же маршруты, что и Ксения Петровна в свое время.
Любой побывавший в скитах обязательно будет вспоминать о дорогах, ведущих к ним. Вот и у К.П. Гемп читаем: «Дорога была плохая, по болоту, с кочки на кочку, по проложенным кое-где дощечкам, по срубленным веткам деревьев и кустов. Жара, тучи комарья, овода, и ноша на санках немалая. Скит открылся весь сразу при самом подходе к нему. На взгорье, за невысокой огорожей, на зеленой поляне, потемневшие деревянные рубленые избы, часовня, колодец с журавлем, поленницы дров, по траве протоптаны тропки. И ни души. Только назойливый зуд комарья».

Путь ее пролегал по кородской тропе. Старая вековая дорога в Амбурские проходила из Архангельска на Рикасиху, затем по Онежскому тракту через деревню Короду. Лев Васильевич Голубев, бывший работник Севмаша, участник походов выходного дня 1960-х годов, рассказывает: «В деревне Короде получили довольно подробную информацию и совет: обязательно запастись каждому длинным прочным шестом. И не зря, так как часть пути пришлось идти по болотной зыби, имея под ногами только ствол дерева, распиленный вдоль и шириной 10-15 см. Шест уходил в болото порой на полтора-два метра. На болоте попадались неожиданно живописные сухие гряды, заросшие соснами. Так мы и шли от гряды к гряде».

Краткое описание трудностей пути, которые пришлось испытать К.П. Гемп, побудило более глубоко изучить маршруты следования в скиты. Были найдены замечательные документы. К примеру, интересные описания маршрутов оставили чиновник Иван Васильевич Сосновский, впоследствии архангельский губернатор (1908–1911), секретарь Архангельской епархиальной церковно-археологической комиссии Кассиан Любарский, Вера Сергеевна Гагарина (урожденная Арсеньева) – дочь дипломата, литератор и педагог. А вот как характеризовал эту дорогу в 1920 году председатель Кудьмозерского волостного исполкома Иван Корельский: «От Лахты до Амбурских и Пертозера мостки в одну мостинку лесом и болотами. Грунт дороги между Амбурскими и Пертозеро – болото. Местность по всему региону лесистая, не шире восьми саженей». И вдруг неформально: «По сторонам непроходимое болото, где сам черт не пройдет, пересеченное борами отрывными».

Мне самой не пришлось пройти этим путем. Эта дорога проходит по более топким местам, бревна, проложенные когда-то, сгнили и затонули. Сейчас в основном используется маршрут вдоль речки Иной с Онежского тракта через дачные кооперативы лесом, болотами по тропе, натоптанной вновь в восьмидесятые годы прошлого века северодвинцами, постоянно посещающими Амбурские. Как и прежде, за новой «дорогой» следят постоянно.

Неумолимо бежит время. Сменяются поколения, меняют облик и места, где стояли скиты. Я не раз бывала в Амбурских, но мне уже трудно представить, где и как ходили «вожеватые боярыни в темных сарафанах с белыми рукавами, платках в роспуск», как писал К. Любарский. Практически все названные бывшие скиты сейчас являются нежилыми, оставшиеся дома летом используются как дачи. Уже ясно, что потерян целый культурный пласт поморского старообрядчества: обычаи, быт, предметы обихода…

Поэтому письменное наследие К.П. Гемп, где отражены ее воспоминания о скитах, представляют собой большую историческую ценность, позволяющую нам понять и представить, как это было когда-то. Я думаю, что факты, события и само время, прекрасно описанное Ксенией Петровной, побудит к действию пытливые умы настоящих патриотов, которые захотят изучать родной край.

Елена ЛУЦКОВСКАЯ, заместитель директора по учетно-хранительской работе северодвинского музея
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий