Татьяна Ефремовна Назарочкина. Фото из архива семьи Назарочкиных
…С этих слов начинаются многочисленные поздравительные открытки, SMS и устные поздравления Татьяне Ефремовне Назарочкиной, учителю английского языка прогимназии №1, а до открытия этой школы - гимназии №14.
Почему я стала учителем?
- Мечта стать учителем у меня появилась в младших классах школы. Я представляла себе, что я, как моя учительница Лидия Васильевна, хожу между партами и рассказываю притихшим ребятам что-то интересное. Одним словом, к окончанию школы я твёрдо решила стать учителем. В институт поступила не сразу. В те годы в Архангельском пединституте был довольно большой конкурс. Да ещё вне конкурса шли «целевики» - ребята из сельских районов. Не поступила... Значит, надо искать работу.
Несколько месяцев работала секретарём в школе №14, не ведая, что вскоре судьба вновь приведёт меня в эту школу. Потом год была старшей пионервожатой в школе №16, продолжая готовиться к поступлению в институт. Подала документы на исторический факультет. Но тут вновь вступила в дело судьба в лице Людмилы Ермолиной, тогда студентки пединститута, члена приёмной комиссии, а позже завуча гимназии №14. Принимая мои документы, она произнесла пророческие слова: «Что-то в этом году много заявлений подают на исторический, а на иняз, на удивление, совсем небольшой конкурс…» Я услышала и приняла, может быть, спонтанное на тот момент решение подать документы на иняз и никогда об этом не пожалела. Профессию я выбрала раз и навсегда.
Я помню всех своих учеников
- Я помню всех, кого я учила. Но с особым чувством вспоминаю мой первый в качестве классного руководителя выпуск, которому в этом году исполнилось 25 лет. Прекрасный был класс, все ребята - умницы, яркие, творческие! Сразу после школы мы общались часто, сейчас реже, но я отлично знаю, как у них дела, знаю про их семьи и успехи. И от души радуюсь, когда встречаюсь с ними.
Так, четыре года назад мы с коллегой и подругой Еленой Никитиной поехали по путёвке на Кипр. Мы знали, что там живут выпускницы нашей гимназии Лена Клюй и Наташа Клевакичева, и решили с ними повидаться. Созвонились. Лена встретила нас в аэропорту и отвезла в отель, а через несколько дней провезла нас на своей машине по Кипру, показала его дивные уголки. Побывали мы и в гостях у девочек, познакомились с их семьями. Лена и Наташа, очень позитивные и красивые, как сам Кипр, сделали всё, чтобы поездка нам запомнилась. Спасибо вам, девчонки, мы получили огромное удовольствие от общения с вами. Кстати, именно от Лены и Наташи мы узнали, что многие выпускники нашей гимназии разных лет осенью приезжают на Кипр отдохнуть и пообщаться со старыми друзьями.
Нельзя не вспомнить и класс выпуска 2002 года, классным руководителем которого была Ольга Владимировна Юкалова. У этих гимназисток креатив плескался через край! КВН, школьные спектакли и праздники, песни и наряды - всё у них было по-своему, необычно и очень весело. Знаете, даже шкодили эти девчонки изобретательно! Я шла к ним на урок с особыми, только для них, идеями. К окончанию школы уровень знания английского их группы был достаточно высоким, поэтому некоторые из них, учась в университетах, сдавали английский язык экстерном, не посещая занятий. Моя группа английского языка - Даша Киринцова, Лиза Василевская, Наташа Букурова, Маша Мардаровская, Люда Костюшкина и другие стали успешными молодыми женщинами, но в глазах у них по-прежнему горит огонёк школьных заводил и озорниц. И это здорово!
Повезло с коллегами
С коллегами в гимназии мне очень повезло. Сколько профессионалов, добрых и порядочных людей я встретила в школе: Раиса Егоровна Крупенникова, Дина Калинична Губина, Алла Андреевна Ерихова, Эмма Иосифовна Козлова, Раиса Макаровна Желубенкова и многие другие учителя школы стали моими настоящими наставниками. Кстати, судьба в лице Людмилы Николаевны Ермолиной снова повернулась ко мне лицом. Именно она, будучи завучем, предложила мне постоянную работу в школе взамен временной. Такое было счастье для меня, молодого учителя, начать свой учительский путь в лучшей школе города. Позже я по-настоящему сдружилась с умными, активными и одарёнными педагогами, великолепно знающими иностранные языки, Верой Владимировной Ураловой, Еленой Анатольевной Никитиной, Еленой Викторовной Мардаровской, Ниной Петровной Тюкиной и Ольгой Владимировной Юкаловой.
Отдельно хочется сказать о Сергее Григорьевиче Попе. Когда он, молодой и креативный, стал директором гимназии, мы почувствовали «свежий ветер в наших парусах». Сколько его творческих идей было тогда реализовано в гимназии! Одна коммунарская методика чего стоила! Работы, конечно, было немало, но мы вместе радовались победам, огорчались от неудач и трудились с полной отдачей. С Сергеем Григорьевичем нам скучать не приходилось! Спасибо ему за то прекрасное время!
Нам не дано предугадать...
- В 2010 году в гимназии началась реорганизация. Начальная школа переехала в здание бывшей школы №1 и стала называться прогимназией. И тут я подумала: а не поработать ли мне с малышами? Эта работа была мне знакома, ведь много лет я вела курсы для шестилетних детей, готовя их к поступлению в гимназию. Подумала и дала согласие на перевод в прогимназию, то же сделала моя коллега Ольга Владимировна Юкалова.
Однако поначалу работать с малышами было непривычно. Ведь английская грамматика - дело непростое, как донести её до малышей, чтобы было и понятно, и занимательно? Идею подсказал забавный случай. Как-то маленькая ученица спросила меня: «А сколько вам лет, Татьяна Ефремовна?» Я ответила : «Я вам, мои хорошие, в бабушки гожусь». Ответ девчушки последовал мгновенно: «Если вы бабушка, то почему работаете? Бабушки ведь не работают...» Я посмеялась, но задумка родилась. Раз уж назвалась бабушкой, то буду-ка я ребятам сказки об английской грамматике рассказывать. Попробовала — получилось. Ребятам мои сказки нравятся, с ними они гораздо легче усваивают материал. Более того, дети сами стали их сочинять. И перед уроком часто спрашивают: «А сегодня вы будете сказку рассказывать?»
Дети такие непосредственные, смотрят на тебя с обожанием, обнимают, секретами делятся. От них такое тепло идёт, такая хорошая энергия, что заряжаешься на весь день. Конечно, и у меня случаются ошибки, как и у каждого из нас. Как сказал Тютчев, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся...» Но точно знаю, если вольно или невольно словом обижу ребёнка, я не посчитаю зазорным извиниться перед ним. Знаете, ещё меня радует, что ко мне теперь приходят учиться дети моих учеников, а у кого-то родственники и знакомые у меня учились. Получается, что я уже второе поколение учу, приятно, ей-богу!
Опыт и награды
- Наград у меня немало, и я без ложной скромности ими горжусь. Есть звание «Отличник народного просвещения», много благодарностей и грамот за подготовку победителей и призёров муниципальных и региональных олимпиад и конкурсов. Но разве наш труд измеряется количеством грамот и наград? Конечно, нет.
Сегодня, как некогда мои наставники в гимназии, я сама даю открытые уроки для молодых учителей, делюсь своим опытом на городских и областных семинарах. И часто говорю молодёжи, что сегодня очень много способных и даже талантливых малышей. Эти дети как тесто: что слепят из них родители и педагоги, то и будет. Здесь нам, учителям, важно не просто обладать хорошими знаниями, а суметь так творчески преподнести их детям, чтобы глаза ребячьи на уроках горели, а руки тянулись вверх, чтобы не было ученикам скучно на занятиях. И ещё очень ценно не проглядеть способных детей, дав им верное направление в жизни. Поверьте, так работать интереснее и радостнее.
***
На днях у Татьяны Ефремовны день рождения, и поздравлений, начинающихся словами «Дорогая Татьяна Ефремовна» она услышит и прочитает немало. Будет много цветов и подарков от благодарных учеников и коллег, ведь она педагогическому труду отдала более сорока лет. Поздравим Татьяну Ефремовну и мы. Будьте здоровы и счастливы, Учитель!
Записала Александра ДОРОГОРСКАЯ
Газета "Вечерний Северодвинск", 47-2018