Новости Северодвинска и Архангельской области

«Человек мира» Раиса Антонова

17.09.2017
Изменить размер шрифта
Раиса Ивановна в учительской школы №1

Её считают своей учительницей многие северодвинцы.

Нашей с вами землячке Раисе Ивановне Антоновой 12 сентября исполнилось 90 лет. Её считают своей учительницей многие горожане, и те, кто учились в дневной школе, и те, кто в вечерней. Представьте только, сколько всего прошло через 90 лет насыщенной людьми и событиями жизни этой по сей день активной женщины с превосходной, остроумной речью и отличной памятью. Предоставим ей слово!

Родом я с Лешуконья...
«Выросла я на Лешуконье. Моя первая учительница Мария Алексеевна Пластинина была не просто учителем, а Настоящим Учителем, светлая ей память. Окончила она Архангельское епархиальное женское училище. Вот она, молодая совсем, на выпускном фото 1912 года! Именно благодаря ей, образованной и доброй, я тоже стала учителем. После войны я разыскала её в Архангельске, мы подружились. Я за ней до самой смерти ухаживала и сама её похоронила... Она многому меня научила, до сих пор я её слова помню: «Будут у тебя, Рая, разочарования в людях, не горюй, это надо пережить». 

Весёлое дело было!
Война застала нашу семью в Нижней Пёше. Папа на фронт ушёл. А мы, школьники, учились и трудились. Жили хорошо, хоть и не ели досыта, и много работали. Мы, 14-15-летние школьники, заготавливали дрова для школы, сами пилили деревья, делали плоты и по реке Захарьиной везли в школу. Работали и в колхозе, и везде, куда направят!

Вся наша жизнь была сосредоточена в школе – там мы учились, домашние задания делали, всем классом работали и озоровали все вместе. Помню, как зимой в колхоз привозили рыбу - сайку и навагу. Весной эту рыбу вывозили в Архангельск и Молотовск. Горы мороженой рыбы были огромные, мы с них на санках катались. Ещё помню, как лошадь запрягли, чтобы сено вывозить, а хомут задом наперёд надели; помню, как прятались от бригадира в овраге: мы там ягоды ели с девчонками... Нас бранят, позорят, а мы хохочем! Весёлое дело было!

…А книгу купите!
После войны папа вывез нас в Ленинградскую область, в Лесогорск. Он в тех местах воевал, освобождал Пушкин. Там я после 9-го класса поступила в педучилище. Всех педагогов помню, одна Надежда Ивановна Гордиенко чего стоила! Умница, строгая. Поначалу она мной недовольна была: «Когда я тебя, Антонова, научу правильно говорить по-русски?» А у меня характер горячий, я ей отвечала: «Не нравится, как я говорю, - не спрашивайте!» А потом уж она меня на все проверки отправляла, я хорошей ученицей была. На всю жизнь я её слова запомнила: «Платье не купИте, туфли не купИте, а книгу купИте!» Видите, как у меня книг много! Я ребят учила не только по учебникам. Я много читала, а потом ребятам рассказывала.

Ни одной двойки из-за телеграммы
После училища, которое я окончила в 1947 году, направили меня в лесогорскую школу учителем начальных классов. Помню первую свою ученицу Надю Медведеву, крошечную девчушку, она мне до сих пор письма пишет, у неё очень уж красивые описания природы. Этот мой первый класс я полюбила на всю жизнь. Когда они оканчивали школу, я из Молотовска отправила им поздравительную телеграмму. Их классный руководитель позвонила мне и сказала, смеясь: «Ребята были так рады твоей телеграмме! Из-за неё я в этот день ни одной двойки не поставила!»

Фото из дворца Кшесинской
А на этом фото я с коллегами на совещании во дворце Кшесинской. Мы работали в те годы в райкомах комсомола Ленинградской области в отделах «школы пионеров». Очень интересная была работа. Мы разрабатывали методики для пионервожатых, устраивали соревнования, мероприятия, походы. Мы молодые были, инициативные, не хотели жить скучно. В те годы я и написала письмо в Молотовск, чтобы устроиться там на работу. Захотелось вернуться на родной Север.

Работала навыкладку
Приехала я в Молотовск, пошла в гороно, чтобы узнать, в какой школе буду работать. Специальность моя была - учитель истории и Конституции. Заведующим гороно тогда был Пунанов, хороший мужик. И назначил он меня... директором женской школы №3. Я согласилась не раздумывая. Смелая я была, никакой работы не боялась!

Были у меня в этой школе тогда замечательные помощники - завуч Ульяна Григорьевна Косорылова и председатель родительского комитета Юлия Степановна Эдельман. Её муж рестораном «Северный» командовал. Тот ресторан в городе так и называли – «У Эдельмана». А жена его вместе со мной допоздна в школе пропадала, я ж тогда работала навыкладку. Помню, одна учительница мне говорит: «Нельзя так работать, вы ж себя не бережёте! А мне мама говорила: «Нина, береги себя!» Я ей так ответила: «Милая, да тебе надо на кладбище работать, а не в школе!» 

Работы было море! Тогда как раз школы объединяли мужские и женские. К нам в тот год много мальчишек-хулиганов пришло из неблагополучных семей. Намаялись мы с ними поначалу, но справились! Искали, чем их заинтересовать, много интересного было у нас в школе – вечера, сборы, спорт, даже хор у нас был. Хулиганы тоже пели!

Учили заключённых, офицеров КГБ, моряков
После школы №3 назначили меня заведующей консультационным пунктом. Потом он стал вечерней школой №9. Располагались мы в школе №7, что на Полярной. У нас получали среднее образование рабочие, моряки, офицеры КГБ и даже заключённые из женского и мужского лагерей. Наши учителя ходили в лагеря бесстрашно, хотя народ там был всякий. Никогда с учителями ничего не случалось, уважали нас ученики. А две молодые учительницы даже мужей хороших нашли среди заключённых.

В вечерней школе я почти 25 лет отработала. Днём дети учились, а вечером - взрослые. Стало быть, у школы было два директора – днём Мария Николаевна Соловьёва, а вечером я. Жили дружно, чего нам было делить-то!

Опоздала, как Энгельс
Потом недолго работала в школе №8. Непросто мне далась тогда та работа, класс был очень сложный, но я ни разу на них голос не повысила. Было трудно, но постепенно у ребят пришло уважение ко мне. Помню, выставила из класса парня, который плохо вёл себя. А он у дверей встал и говорит: «Я уйду, но, когда вы рассказывать начнёте, можно я вернусь?» Я прям как орден получила от этих слов! На последний свой урок в этой школе я опоздала... Зашла в класс и говорю ребятам: «Я опоздала, как Энгельс, когда он в последний раз шёл в контору отца перед окончательным с ним разрывом...» Ребята очень смеялись, расстались мы друзьями. 

Потом была школа №1 с замечательными коллегами и любимыми учениками. Особенно дорог мне выпуск 1969 года! С ними я по сей день общаюсь, хорошие были ребята. Вот тут на фото я с ними...

У меня контора пишет...
У меня дома настоящая контора, которая пишет. Каждый день письма, открытки, звонки. Пишут друзья, ученики, коллеги. А я всем отвечаю, стараюсь людей объединить, чтобы они друг с другом общались. Дорогие мне люди по всей России разбросаны. Без них я мало что получила бы в жизни. Повезло мне с людьми, с друзьями! Были, конечно, и те, с кем я воевала, ну да Бог им судья... Одна моя знакомая говорит: «Рая, ты у нас человек мира. Если б тебя не было, мы бы все растерялись...» Вот так и живу, не скучаю, радуюсь хорошим людям, добрым встречам и звонкам».
С юбилеем вас, уважаемая Раиса Ивановна! Здоровья вам и всех благ!

Татьяна БУКУРОВА
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий