Новости Северодвинска и Архангельской области

Без запевалы и песня не поётся

01.04.2018
Изменить размер шрифта
Семья Фёдоровых: Мария Михайловна, Людмила, Николай Павлович и Ирина. Фото из альбома семьи Фёдоровых

Наши сёстры Фёдоровы.

Сестёр Фёдоровых - Людмилу Николаевну Пастухову и Ирину Николаевну Куликову - знает, наверно, больше чем полгорода. Очень многие связаны с ними детскими воспоминаниями, совместной учёбой, работой, а главное, творчеством. Ведь сёстры из породы запевал, организаторов, активистов. 

Людмила – дитя Победы
Дитя Победы - так звали Люду дома. Родилась она через девять месяцев после дня Победы. Отец, Николай Павлович, тогда 18-летний Колька – выпускник архангельской мореходки, приехал к такой же юной жене домой всего на один день, 10 мая он ушёл с конвоем по Северному морскому пути.

Вскоре семья переезжает в Молотовск, где отец устраивается работать на Севмаш. Поначалу он был мастером цеха 9, затем его парторгом, позже - руководителем ведущего отдела завода. Мама, Мария Михайловна, 50 лет жизни отдала дошкольному воспитанию. Она открывала детский дом и была его директором, была заведующей детскими садами «Дюймовочка» и «Зайчик». До пенсии трудилась председателем отделения Красного Креста. Мария Михайловна награждена многими наградами за труд, люди помнят её как прекрасного организатора и хорошего человека.

Людмила, с детства полюбившая музыку, мечтала о профессии музыканта. Но мама считала профессию музыканта «шутовской» и даже ездила в музыкально-педагогическое училище, куда Люда подала документы без спроса, с просьбой не принимать дочь на учёбу. Но вопреки родительской воле Люда стала музыкантом! Её очень поддержали в этом дед и бабушка. Ею в Северодвинске созданы замечательные хоры, которые стали лауреатами и победителями разнообразных конкурсов. Наряду с творческой и педагогической работой Людмила Николаевна долгое время руководила музыкальной школой №36. Эта неутомимая женщина и по сей день всю себя отдаёт любимому делу. А какая она рассказчица! Эмоции! Юмор! Удивительные детали! Судите сами. 

- Я с детства обожала петь. Помню, еду с мамой в трамвае и мне, четырёхлетней, скучно. Встала я посреди вагона и заявила: «Сейчас будет концерт!» И запела частушки бабушкины: «Папа в Молотовске живёт, белу булочку жуёт, а я в деревне маюся - картофиной питаюся», потом как пошли частушки «с картинками», в вагоне хохот... Мама, бедная, чуть со стыда не сгорела.

У нас были классные дед с бабушкой по маминой линии. Дед, Михаил Васильевич, бывший прапорщик царской армии, в 1917 году снял погоны и перешёл к большевикам. Он хорошо знал Ленина (его личные документы были им подписаны), Троцкого, Орджоникидзе. Он так рассказывал: «Троцкий хороший был, говорил отлично, а Ленину далеко до него было! Он же не говорил, а шамкал. В 30-годы дед наш был раскулачен, отправлен на Беломорканал, где случайно встретил Орджоникидзе, приехавшего с какой-то проверкой. Тот удивился, спрашивает: «Ты чего тут, Михаил?» - «Да, вот раскулачили». Орджоникидзе приказал восстановить ему утраченные документы и распорядился об его освобождении. 

Вернулся Михаил Васильевич, а дети его милостыней кормятся, жена в тюрьме, дом разграблен. Забрал он семью и увёз в Архангельск, там дом построил, корову купил. Дед был настоящим хозяином, корни-то и у него, и у бабушки Анны купеческие. Бабуля наша из очень богатой семьи была - ей в юности платья в «самом городе Париже» заказывали...

Педагогические наклонности мои прорезались рано. Гости, бывало, с детьми к родителям придут, а я всю эту детвору соберу, уроки с ними провожу, и хоть бы кто-нибудь мне возразил. Я была строгой «учительницей»!

…Заслуженный работник культуры Людмила Николаевна Пастухова - яркий талантливый человек, великолепный педагог, прекрасная мама и бабушка, любимая и любящая сестра, певунья и умница – настоящее дитя Победы! 

Ирина: «Запишите меня в космонавты!»
Те, кто знает младшую Фёдорову - Ирину Куликову, восхищаются её жизнелюбием и умением в любую компанию внести азарт и отличное настроение. Она быстро зажигается новыми идеями, активно и весело их реализует, проявляя при этом незаурядные организаторские способности. Похоже, что это семейное.
- Я с детства была бойкой, прямо-таки «бандиткой» и заводилой во всех дворовых затеях. Помню, лет пять мне было, собрала я дворовых друзей, построила их парами и повела «смотреть экскаватор». Родители детей потеряли, кинулись они к моей мамке. Та глянула в окно, а я всю эту ораву так парами и веду через дорогу, что возле нашего дома на Ленина, 16/1. Ох и влетело мне тогда от родителей!

Кстати, петь я тоже начала рано. В детском саду поварихи приводили меня в кухню, ставили на табуретку и говорили: «Пой, Ирка!» И я «отрывалась»! Репертуар у меня был богатый, особенно слушателям нравилось «Нам бы, нам бы всем на дно» и песни на украинском языке. Музыка и песни – это у нас с Людой от папки нашего, Николая Павловича. Он пел хорошо, даже выступал в клубе, играл на мандолине.
Когда я училась в первом классе, 12 апреля 1961 года, в день полёта Гагарина, пришла в кабинет директора школы №7 и с порога заявила: «Запишите меня в космонавты!» Она так растерялась, что записала. Сестра мамы Галина Михайловна Ижмякова узнала об этой истории от директора.

Окончила я втуз, работала руководителем группы технической документации в ПКБ Севмаша, где с удовольствием принимала участие в знаменитых капустниках. У нас с Леной Ладыженской хороший тандем был: она за сценарий и артистов отвечала, а я, будучи председателем культмассового сектора, за всю организационную работу. Ну и на сцене играла, конечно! Я девушка крупная, помню, играла Дездемону, а худенький Игорь Евтухов - Отелло. Мама Игоря говорила: «Игорёчек, как же ты её душить-то будешь?» И понятно, что душила Отелло в нашей интерпретации... я! В моём репертуаре в те годы были Пугачёва, Распутина и даже негритянка из «Бони М», а ещё я была ведущей на знаменитом севмашевском конкурсе «Народный артист». Хорошее было время!

В ПКБ мои организаторские способности использовали в полной мере. На Крапивинском месторождении я организовывала быт работников, раздобывала в Николаеве документы для «Горшкова», организовывала работу архива на «Приразломной». У меня такие незабываемые впечатления остались от тех активных творческих и трудовых лет! Сколько хороших, инициативных, весёлых людей встретилось мне в те годы. Благодарна судьбе за каждого!

Сейчас я с удовольствием играю в народном театре «Премьер», не могу без сцены, скучно! Я могу импровизировать на ходу, наслаждаясь сценой, радостью зрителей, а особенно детей. Ведь наш «Премьер» в основном детский театр.

С Людмилой по-прежнему поём дуэтом, даже в «Звёздах Северо-двинска» участвовали. Не зря же нас называют сёстры Фёдоровы, по имени известных в 60-х певиц. Люда, моя любимая сестра, талант. Она прекрасно играет на фортепьяно, окончила отлично училище и институт культуры. И конечно, она организатор от бога! 

Наш брат младший Серёжа был умницей, настоящей светлой головой. Работал в горисполкоме начальником отдела, а после своё дело организовал – консалтинговую контору, потом трудился в налоговой инспекции. Ему, как и нам с Людой, много было дано и Богом, и родителями нашими. Только жизнь у Серёжи была короткой, он скоропостижно скончался за 40 дней до собственного 40-летия. Очень рано ушёл братик...

* * *
О семье сестёр Фёдоровых, о богатой истории нескольких поколений по всем генеалогическим ветвям можно написать книгу. И она не будет скучной, ведь столько событий прошло через эту замечательную семью, оставив в памяти потомков яркий след. Пусть помнят эту историю дети-внуки и несут её дальше, оставив себе самые лучшие качества рода, так, как это сделали Людмила и Ирина.

Татьяна БУКУРОВА
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий