Новости Северодвинска и Архангельской области

«А я бегу себе, не останавливаясь...»

22.05.2016
Изменить размер шрифта
Алексей Федов (слева) на соревнованиях в Северодвинске

С опытом первых соревнований мастер спорта по лыжам Алексей Федов обрёл не только любимое дело, но и правило жизни.

- Метельной зимой 1951 года мой учитель физкультуры Павел Николаевич Таратин на лошади привёз меня - Лёшку-семиклассника - из деревни на первые мои лыжные соревнования в Емецк. Лыжи у меня были простые, правда, малость пошире, чем у других; на ногах – валенки. Крепления тоже для валенок. Модные полужёсткие крепления «ротафелло» я впервые на этих соревнованиях увидел. Бегали мы на емецком лугу, снегу там много было... Бежать трудно, лыжники проваливаются. А я бегу себе, не останавливаясь, мои широкие лыжи выручают. Пришёл я вторым. С той поры влюбился в лыжи, - так начал свой рассказ первый мастер спорта Северодвинска по лыжному спорту 81-летний Алексей Павлович Федов.

Ох и огорчалась мама Алёшина, видя его фанатичное отношение к любимому спорту: «Брось, Алёшенька, эти твои лыжи, ведь мокрый до ниточки приходишь! Пожалеешь потом, как разболеешься...» Да кто ж по молодости мам-то слушает...

«Ничего не надо, только лыжи!»
После седьмого класса Алексей даже не задумывался о дальнейшем пути: ясно, что в Молотовск надо ехать! Молодой город манил к себе деревенских ребят. Поступил Лёша в ремесленное училище №1. А там хороший учитель физкультуры был – Григорий Кузьмич Матвеев. Правда, заметил он толкового парнишку не сразу. Когда лыжи на первом курсе выдавал, хорошие достались ребятам, у которых разряд спортивный был, а у Лёшки не было. Вот и достались ему лыжные ботинки 
41-го размера при его 38-м, да он особо и не горевал. Занимался усердно, как, впрочем, и друзья - фанаты лыжного спорта Анатолий Кульминский, Виктор Бардеев, Виктор Мезенцев и другие. Как говорит Алексей Павлович, первое ремесленное в те годы верховодило спортом: лыжники и боксёры училища все призовые места в городских соревнованиях занимали.

Потом была армия. Алексей попал в элитные пограничные войска. На приписке в военкомате отметил Алексей очень красивую форму лейтенанта-пограничника. Вышел потом этот лейтенант к призывникам и спрашивает: «Ну, кто в пограничные войска хочет?» 

- Я первым поднял руку, хотя и другие тоже очень хотели. Но глазастый лейтенант приметил у меня на груди значок перворазрядника по лыжам и сказал: «Тебя возьму!» Потом говорили, что «покупатели» из других родов войск тоже хотели меня взять, но все документы были уже оформлены. И я отправился в Белоруссию, в город Высоколитовск, что рядом с Беловежской пущей.

Служил Алексей три года, задержал не одного нарушителя границы, работал со служебными собаками, а главное, участвовал во всесоюзных лыжных соревнованиях за Белорусский военный округ.

«Эх, парень, не бывать тебе за границей...»
- Ведь бегал-то я на одной ноге, - вдруг неожиданно заявляет Алексей Павлович.
Как это? Мастер спорта на одной ноге? И Алексей Павлович рассказал историю, о которой не знали ни друзья, ни тренеры, ни доктора. Приключилась эта история в первое лето после войны.

- Мы с другом пошли траву косить. Хоть косьба дело для нас привычное, но случилось так, что друг нечаянно разрезал мне острой косой сухожилие левой ноги. Отвезли меня в больницу, толковый хирург сшил всё как надо.

Однако по тому, как горько плакала мама, приговаривая: «Тебя теперь и в армию не возьмут, и замуж за тебя никто не пойдёт!», Алексей понял, что ситуация худая. Но в детстве всё заживает, как на собаке...

Никому про травму Алексей не сказал и продолжал тренироваться. Но однажды перед крупными соревнованиями его осмотрел главный хирург пограничных войск. И разглядел опытный доктор старую травму... Спросил: «Хромаешь сильно? Ведь левая нога-то у тебя, парень, на три сантиметра короче! Как же ты в погранвойсках оказался? Таких только в стройбат берут... Да ладно! Бегай дальше!» А потом добавил: «Эх, парень, не бывать тебе за границей, не возьмут тебя туда...»

Биатлонист поневоле
Ещё одну интересную историю рассказал Алексей Павлович. В 1960 году пришла разнарядка в область на участие в соревнованиях по биатлону, а о нём толком и не знали ничего. Но руководство из Москвы строго приказало: «Чтоб команда была! Не то Архангельская область получит «баранку».

Что делать? Привезли Алексея Федова и Альберта Мезенцева в Архангельск к тренеру по стрельбе Морозову, дали винтовки, штыки велели снять. Три дня в тире парни стрелять учились, а потом поехали на соревнования. Стартовали.

- Слышу по трансляции: «Алексей Федов, Архангельская область - лучшее время на дистанции!» А что толку, что лучшее, если стрельба неудачная... Выбил я 16 мишеней из 20 и занял место во второй десятке. Алик Мезенцев бежал отлично, однако его результаты в стрельбе были ещё хуже моих. Видел Алик плохо, в очках бегал. Вологодский лыжник Ваня Пробкин всё подшучивал надо мной тогда: «Лёшка, зря ты штык снял, надо было со штыком бежать!» Вот такой был у нас тогда биатлон!

Бегал Алексей на лыжах до 35 лет. Участвовал в городских, областных, всероссийских и всесоюзных соревнованиях. Объехал чуть ли не весь Союз. На первых Беломорских играх в 1962 году он выполнил норматив мастера спорта на дистанциях 15 и 30 километров, занял первое место. В сборную команду Архангельской области он входил в течение десяти лет, был многократным чемпионом Архангельской области, пятикратным чемпионом областного Совета «Труд». Грамот и наград у Алексея Павловича не счесть! В свое время председатель спортклуба «Север» Владимир Клеменчонок звал Алексея Павловича работать тренером, да как-то не случилось. Продолжил Федов свою работу на Севмаше, в 50-м цехе, оттуда и на пенсию ушёл.

Печали и радости
И напоследок поговорили о грустном. Во-первых, о том, что здоровье подводит. Алексей Павлович убеждён, что спорт высших достижений для здоровья просто «погибель». Главное - физкультура, а вовсе не большой спорт. Во-вторых, вспомнил ветеран, сколько его друзей по большому спорту, закончив выступления, гибли от пьянки. Это тоже, считает он, последствия чрезмерных нагрузок и психологического напряжения. Не стало у спортсменов высокой цели – и всё... Отчаяние, ненужность, водка...

Печалится ветеран и о своих коллегах, бывших именитых спортсменах:
- Я уж не говорю о том, что меня с 80-летием никто не поздравил, ни завод, ни спорткомитет. Но неужто не знает никто, что известные лыжницы наши Татьяна Злобина (Куртонен), Люся Семёнова (Долгих) и Алла Чуб (Исаева) сильно болеют? Почему бы не зайти нынешним спортивным руководителям к ним, не порадовать их, не помочь? Ведь все силы люди отдали спорту и область нашу прославили своими победами!

Но больше всего огорчается ветеран, что не видит успехов в лыжном спорте, мало соревнований, нет новых мастеров спорта.

- Мы без тренеров результатов добивались, а сегодня в городе несколько тренеров работают с ребятами, а где же результаты?

Недавно смотрел по телевизору праздник лыжного спорта в Тюмени. Гостей много, соревнования интересные, сам губернатор тамошний на лыжню вышел.
- Эх, чего ж у нас такого нет? - сетует Алексей Павлович.

Хотя, оговорился, есть и у нас чему порадоваться. Недавно побывал ветеран в Архангельске на Беломорских играх вместе с председателем Совета депутатов Северо-двинска Владимиром Мелёхиным. Порадовался за организаторов, 
растрогался, увидев, как рвутся к победе на лыжне совсем крошечные лыжники. Запомнил он, как Владимир Александрович после соревнований сказал: «Сделаем и у нас в Северодвинске так же!»

Стало быть, не так уж всё безнадёжно для нашего лыжного спорта! Давайте будем надеяться, Алексей Павлович!

Татьяна БУКУРОВА
Фото из архива Алексея Федова

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий