Новости Северодвинска и Архангельской области

Капремонт: мечты и реальность

31.01.2016
Изменить размер шрифта
Эх, нам бы дожить бы...  Фото Владимира Ларионова

Платить будем больше, а вот дождёмся ли того, за что платим?

На совести властей
Кто-то из северодвинцев, не верящих в то, что их дом простоит еще 25 лет в ожидании запланированного ремонта, просто откладывает квитанции в сторону, а кто-то пытается напомнить властям о том, что, вообще-то, ремонт многих домов должен быть на их совести. Ведь никто не отменял статью 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». А согласно ей, если приватизация жилых помещений в домах, требовавших капитального ремонта, была проведена по закону, то за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилых помещений.

При этом уже есть судебная практика, которая подтверждает, что эта норма закона - действующая. Можно посмотреть обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года. Там четко прописано, что обязанность по производству кап-ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа госвласти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

В том, что в северодвинской мэрии закон о приватизации читали и знают, сомнений нет. Но при этом чиновники рассказывают о необходимости уплаты взносов на капремонт. Из чего можно сделать вывод, что неисполненные обязанности по капремонту, скорее всего, так и останутся неисполненными.

Знаю, что, как минимум, два активных северодвинца пытались заполучить от городских чиновников информацию, которая позволила бы сделать вывод о масштабах обязательств властей по капремонту жилья. Один активист просил для ознакомления перечень общего имущества домов Северодвинска, которое требовало ремонта с 1995 года. Второй хотел ознакомиться с гораздо менее масштабным документом - списком домов, которые на момент приватизации первого жилого помещения нуждались в капитальном ремонте и в которых капремонт был проведён.

В ответном письме первому активисту чиновники этот вопрос просто пропустили, а второму сообщили, что «по состоянию на момент приватизации первых жилых помещений жилой фонд города был ведомственным, поэтому мы не можем направить в ваш адрес запрашиваемых списков». Вот что ответили в мэрии на запрос редакции: «Перечнем МКД, где был выполнен капитальный ремонт согласно статье 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541-1, администрация Северодвинска не располагает. Подавляющее большинство домов на момент начала приватизации, было ведомственным – принадлежало предприятиям и организациям города. В середине 90-х началась передача жилищного фонда в муниципальную собственность без финансового обеспечения для его надлежащей эксплуатации и ремонта. Документы, подтверждающие необходимость капитального ремонта, отсутствуют».

...дело рук самих утопающих
Зато в распоряжении «Вечернего Северодвинска» есть другой документ, из которого становится ясно, что ремонтировать всё то, что надо было ремонтировать ещё до приватизации, за счет бюджетных средств власти города не планируют. Так, чиновники отмечают, что обязанность бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома может быть установлена в отношении каждого дома индивидуально, в зависимости от даты первой приватизации жилых помещений и технического состояния дома на момент приватизации. Если же дом не нуждался на тот момент в капремонте, то дальше все расходы по ремонту - дело собственника. А мы уже помним послание администрации про то, что «жилой фонд был ведомственным», «списки направить не можем». В общем, как говорится, вы сначала докажите, что капремонт нужен был, если сможете. Это во-первых.

А во-вторых, говорят чиновники, вышеупомянутым законом о приватизации «не установлена обязанность бывшего наймодателя производить капитальный ремонт жилых помещений в многоквартирных домах у граждан, приобретших право собственности на такие жилые помещения не в порядке приватизации, а по иным основаниям, например по договорам купли-продажи, дарения, в порядке наследования». То есть, убеждены в мэрии, наследники, покупатели и одаренные приватизированным жильём бремя расходов на содержание общего имущества дома должны нести самостоятельно. 

Кстати, Северодвинский городской суд уже неоднократно признавал существование обязательств за муниципалитетом по проведению капремонта в когда-то приватизированном жилье. Несколько бывших жителей ветхих развалюх смогли отсудить у города компенсацию за не проведённый своевременно капитальный ремонт. О самом первом таком процессе «Вечёрка» рассказывала еще в 2013 году. Первопроходцами были отец и дочь с улицы Торцева, 9.

Кое-что власти успели сделать при поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ. Так, в 2010-2011 годах в нашем городе было заменено 26 пассажирских лифтов в семи многоквартирных домах. Это почти 45 миллионов рублей (фонд выделил 40 миллионов). Еще около 111 миллионов рублей фонд выделил Северодвинску в рамках региональных адресных программ проведения капремонта. На эти деньги в 61 доме были отремонтированы фасады, крыши, подвальные помещения, инженерные системы,  установлены общедомовые счётчики. Здесь уже кто успел. Ведь для того, чтобы дом попал в программу, собственники должны были принять решение о частичном софинансировании.

На всех всё равно не хватит
А теперь у нас есть программа капремонта на 30 лет и взносы по 6,66 рубля с квадратного метра. За то, что находится в собственности муниципалитета, город платит. Какова вероятность того, что наши взносы через 20-30 лет помогут нам, скажем, отремонтировать крышу в своём доме? Прикинем вместе.

Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области про-анализировало стоимость работ по капремонту всех многоквартирных домов Архангельской области, выполненных в период с 2009 года в рамках реализации адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ. И картина получается такая. Для того чтобы обеспечить финансирование всех работ, которые предусмотрены в рамках региональной программы капремонта, размер минимального ежемесячного взноса на капитальный ремонт должен быть не менее:

- 29,29 рубля за квадратный метр общей площади в двухэтажных неблагоустроенных домах;
- 32,03 рубля - в двух-трехэтажных благоустроенных;
- 10,43 рубля - в четырех-шестиэтажных;
- 9,47 рубля - в семиэтажных и выше.

Сам Фонд капремонта называет другие цифры: 9 рублей для пятиэтажек, 12 - для домов с лифтами, 25-35 - для деревянного жилфонда. А у нас и шесть рублей платят только чуть более 60% собственников в среднем по Архангельской области, а по Северодвинску показатель собираемости и того меньше. В общем, домам, которые попали в последний период программы, похоже, рассчитывать не на что. 

Ускорение и перестройка
«Вечёрка» уже рассказывала, как можно провести ремонт в доме раньше, чем запланировал региональный оператор. Областным законом №704-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта МКД Архангельской области» определяется порядок действий собственников, которые хотят провести капитальный ремонт.

Напомним, потребуется участие регионального оператора и органов местного самоуправления, которые должны подтвердить необходимость выполнения этих ремонтных работ.

Есть ли шанс ускорить проведение капремонта в доме, если есть такая необходимость? На одном из семинаров для управдомов руководитель Фонда кап-ремонта Александр Бараев рассказывал, что, вообще, закон не допускает передвижки домов внутри программы, но до середины этого года это всё-таки можно сделать. Ведь когда программа только создавалась, учитывались такие критерии, как год постройки дома, год последнего капремонта, процент износа конструктивных элементов и процент износа дома в целом. А сведениям об износе зачастую было по 20-30 лет. Именно поэтому законодатели разрешили в течение года перестройку региональной программы капремонта на основе новых данных. То есть, если дом предоставит новую объективную информацию по техническому состоянию износа конструктивных элементов, у него есть шанс быть отремонтированным в более ранний срок. Но собственники должны проявить инициативу, заказать и оплатить такое обследование. Кстати, впоследствии будет учитываться ещё один критерий - финансовая дисциплина собственников дома. 
В общем, как обычно: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. На городские власти, судя по их рассуждениям, рассчитывать не приходится. С учётом расчётов регионального министерства ТЭК и ЖКХ на всех денег точно не хватит. То есть хочешь капремонта - не жди у моря погоды.

Оксана Козицына, обозреватель «ВС»

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий